Обеспечение 302 обато полетов авиационного полка (266
апиб)
истребителей-бомбардировщиков (МиГ-17, МиГ-21бис) в
горных условиях при низких и высоких температурах
Описываемые события
относятся к периоду 1973-1978 годов. Авиационный полк
истребителей-бомбардировщиков дислоцировался на
территории Монгольской Народной Республики, вооружен
самолетами МиГ-17, МиГ-21бис. Местность имеет сложные
метеорологические условия.
В июле 1973 года я
прибыл по замене из Украины в Монгольскую Народную
Республику (н.п. Налайха). Прослужив 2-3 месяца понял,
что будет очень тяжело обеспечивать полеты в таких
климатических условиях. На Украине командиры и не думали
о холодных зимах, а здесь придется подумать! И
действительно, за 5 лет пришлось очень много думать по
многим различным вопросам.
Северная часть Монгольской республики, где мне пришлось
служить, горная, скалистая, очень много сопок, заросших
кустарником и мелколесьем. Очень много мест, в которые
можно добраться только вертолетом. Местность имеет много
красивых озер, в которых водятся ценные породы рыб и
всякая дичь. Реки в основном горные и не глубокие. Земля
даже летом практически не оттаивает, преобладает вечная
мерзлота.
Вспоминаю случай, когда при осмотре аэродрома перед
полетами, я с командиром полка полковником Кудряшовым
обнаружил в районе летного поля, между стоянкой
самолетов и концом ВПП, в 50м от нее, воронку в виде
конуса 35м в диаметре и 4-5 метров глубиной. Мы были
очень удивлены, т.к. впервые столкнулись с таким
явлением. Командир полка доложил об этом по команде и
через некоторое время приехали ученые из Москвы. Они то
и объяснили нам природу этого явления. Причина – вечная
мерзлота в виде клиновидных ледников. Землю копать
вообще нельзя, даже лопатой, особенно летом.
Пришлось нам обращаться за помощью к военным строителям,
так как своей тяжелой техники у нас не было. Воронку
засыпали щебнем, который брали с берега реки.
Южная часть МНР – пустыня Гоби, песчаная равнина, вплоть
до границы с Китайской народной республикой.
Обеспечение полетов апиб в горных условиях
Содержание средств обеспечения
полетов
Обеспечение горюче-смазочными
материалами
Обеспечение полетов авиационного
полка электроэнергией
Организация питания личного состава
Взаимодействие с авиационной
эскадрильей МНР
Обеспечение теплом
Перебазирование комендатуры
авиационно-технической части для обеспечения полетов
полка на запасном аэродроме
Обучение и воспитание личного
состава
А.Королько
Мелитополь, Украина
февраль 2006 г.