Обеспечение
горюче-смазочными материалами
Контроль подготовки средств заправки
самолетов на аэродроме.
п.Налайха, МНР, 1977 г.
Прием средств заправки инженерным составом полка. п.Налайха,
МНР, 1977 г. |
|
|
|
Перебоев с поставками ГСМ за весь период моей службы
не было. Топливо поступало регулярно и в потребном количестве. Станция
разгрузки Хонхор находилась в 25 км от аэродрома. Топливо поступало
железнодорожным транспортом в цистернах по 60 м3. Цистерны раскачивались
на станции разгрузки и автомобильным транспортом перевозились на
аэродром. В этом плане ощущались значительные трудности, т.к. топливо
приходило много (по 10-12 цистерн), а средств перевозки не было в
достаточном количестве. Основное средство перевозки горючего –
автоцистерна АЦ-8-500 на базе автомобиля МАЗ-500. Но их не хватало и
приходилось использовать для этих целей топливозаправщики, что
категорически запрещалось. Времени на перевозку уходило много,
появлялись простои вагонов и соответственно штрафные санкции, которые
составляли значительные суммы в инвалюте. Возили горючее днем и ночью,
летом и зимой, в любых метеоусловиях, но в установленное время не
успевали. Приходилось решать вопросы с монгольскими товарищами, очень
сложно и различными методами.
Стали мы просить вышестоящее командование проложить железную дорогу
прямо в гарнизон. Через 3-4 месяца дорога была проложена. От места
раскачки в городке и до склада ГСМ на аэродроме (3км) были проложены
трубы и раскачка происходила прямо из цистерн на склад с помощью
установки ПСГ-160 (перекачивающая станция горючего) на базе автомобиля
ЗиЛ-130. После этого стало легче и простои прекратились.
Осталось делать приемный анализ топлива в цистернах и анализ
перекаченного топлива в отстойных цистернах склада ГСМ. После отстоя
топливо перекачивалось в расходные цистерны и опять брался анализ. От
расходных емкостей топливо по проложенным трубопроводам подавалось на
стоянку самолетов. Перед заправкой летательного аппарата брался
контрольный анализ топлива. После этого самолет заправлялся.
Инженерно-технический состав авиационного полка очень строго и с большой
ответственностью подходил к вопросу контроля качества горючего. Мы все
знали и понимали, что отправляем человека в воздух. В топливозаправщиках
при низких температурах могут образовываться кристаллы воды от перепадов
температуры. Если такое обнаруживалось, то в емкости добавлялась
жидкость ТГФ (титрогидрофурфуриловый спирт) или жидкость «И». При
полетах самолетов на больших высотах в топливных баках могут происходить
подобные явления, поэтому в авиационное топливо, в зависимости от высоты
полета, добавлялись те же добавки в процентом отношении. Этому вопросу
постоянно придавалось самое серьезное значение. Все эти мероприятия
проводились до начала полетов.