Перебазирование
комендатуры авиационно-технической части для обеспечения полетов полка
на запасном аэродроме
П/п-к Королько А.Н. проверяет
технику обато перед маршем на запасной аэродром. п.Налайха,
МНР, 1977 г.
Командир 302 обато п/п-к Королько А.Н. докладывает члену
комиссии ГК ВВС о готовности техники к убытию на запасной
аэродром. п.Налайха, МНР, 1977 г.
Формирование комендатуры запасного аэродрома. п.Налайха,
МНР, 1977 г. |
|
|
|
Перебазирование комендатуры обато на запасной аэродром
всегда очень трудоемкий процесс. Необходимо заблаговременно провести
тщательную подготовку. Перебазирование проходило в очень сложных
дорожных условиях. Встречались большие спуски и подъемы. Большое
внимание уделялось исправности техники. Прицепы, помимо штатных
прицепных устройств, приходилось крепить дополнительными тросами. А
прицепы были нагружены по 4-5 тонн каждый. При управлении колонной
техники большое значение имеет радиосвязь. Необходимо, как минимум, три
радиостанции: в голове колонны, середине и конце. Перемещаться
приходилось без связи до 500км. Передвижение по «дорогам» Монголии даже
в летнее время очень тяжело, температура доходила до +50°С. Машины
перегревались, приходилось делать привалы. Большое значение имеет запас
воды, личный состав имел во флягах чай.
Дороги Монголии дорогами назвать
очень трудно. Это просто колея, которая идет в различных направлениях.
Юг Монголии – это в основном пески. Дороги переметало песком хуже, чем
снегом, ориентирование затруднено, отсутствуют какие-либо заметные
ориентиры. Движение происходило по карте и компасу.
Со стороны
командования дивизии перебазированию уделялось большое внимание. В день
выхода колонны были спланированы полеты. И командир дивизии лично
сопровождал колонну, пролетая на бреющем над колонной. Личному составу
было приятно видеть, что о них заботятся. Колонна состояла из 77
автомобилей, колонну возглавлял лично я. Такую задачу поставил лично
командир дивизии, т.к. предусматривалось проведение серьезного учения.
На запасной аэродром мы прибыли на второй день движения в районе 18
часов. Час я дал на отдых, рекогносцировку и прием пищи. Затем начали
обустраиваться на новом месте. На аэродроме имелось только одно
полуподвальное помещение, которое мы отвели для проведения инструктажей
и постановки задач на полеты летному составу. Остальные объекты были
развернуты в палатках. В первую очередь была развернута ПКС (полевая
кухня-столовая), где осуществлялось приготовление пищи для летного и
инженерно-технического состава. Питание личного состава срочной службы
было организовано с полевых кухонь КП-130. Для отдыха личного состава
развернули палаточный городок. Не успели еще толком развернуться, как
началась песчаная буря, настолько сильная, что работать было не
возможно. Пришлось укрыться в машинах и автобусах. ПКС снесло ветром,
даже личный состав удержать не смог. Все наши сооружения снесло и
занесло песком. Палатки все сорвало и не унесло только потому, что
задержало ограждение аэродрома. Продукты в столовой убрать не успели, и
их тоже занесло песком. К утру буря стихла и мы собрались на территории
палаточного городка, которого фактически не было: груды песка, а под ним
наше имущество. Пришлось все делать заново, до обеда практически все
восстановили. Личный состав работал на пределе возможностей, но люди все
понимали и делали все вовремя. Пока мы работали повара приготовили пищу
и мы все пообедали. После обеда начали готовить аэродром к полетам,
технику и ГСМ, т.к. уже на следующий день в 10.00 ожидалась посадка
полка после выполнения боевого задания.
К вечеру я доложил командиру
полка, что часть готова к приему полка. На следующий день по плану
прилетел полк. Мы обеспечили посадку самолетов, послеполетную подготовку
авиационной техники, питание летного и инженерно-технического состава,
проверили ВПП и подготовили ее к вылету. На учениях присутствовали
вышестоящие начальники, а также представители армии МНР. Состоялось
подведение итогов учений, на которых некоторые из наших военнослужащих
были награждены медалями МНР. После подведения итогов состоялся обед, и
полк улетел на основной аэродром. А на следующий день и мы двинулись
домой.
Запасной аэродром представлял собой грунтовую ВПП, РД и МС были выложены
металлическими плитами ПМП-1-53, места стоянок имели обваловки из
грунта. Посадки на запасной аэродром осуществлялись регулярно и входили
в план боевой подготовки авиационного полка.