Организация питания
личного состава
Начальник штаба обато м-р
Королько А.Н. беседует с л/с роты охраны.
г.Мелитополь, 1972 г. |
|
|
|
Рацион питания личного состава, проходящего службу в
сложных климатических условиях, был усиленным. Продукты поставлялись
централизованно из Советского Союза и предприятий военной торговли.
Овощи поступали в вагонах и контейнерах железнодорожным транспортом. В
Монголии холода начинались рано и часто овощи, особенно капуста,
приходили мерзлые. Соседние части мерзлую капусту выбрасывали, а у нас
было организовано ее хранение в неотапливаемых хранилищах и она хорошо
сохранялась до первого тепла. А на качестве приготовленной пищи это не
сказывалось. Хорошая капуста складывалась в сетки и подвешивалась к
потолку в овощехранилищах. Так она хранилась вплоть до мая следующего
года. Картофель тоже поставлялся в основном, когда наступала дождливая
погода и, естественно, закладывался на хранение мокрым. Был случай,
когда в соседней части уже в январе летчиков кормили сухим картофелем, а
по тем временам это был из ряда вон выходящий случай! Мы поступали
по-другому. Картофель складывался в «гурты» и сверху посыпался толстым
(до 10см) слоем негашенной извести. И так хранился до мая следующего
года. Остатки картофеля было принято решение посадить на бомбоскладе.
Благо там противопожарная полоса постоянно была вспахана. Мы получили
хороший урожай и когда соседние части свежие овощи еще не получили, наши
летчики кушали молодой картофель. А это здорово влияло на моральное
состояние летного состава, а у нашего – ещё и гордость за свою часть.
Нормы питания были достаточными для нормального питания личного состава,
но мы старались даже в наших условиях их разнообразить. Для этого было
организовано подсобное хозяйство. Когда я принял часть, на подсобном
хозяйстве свиней не было, а было 6 голов крупного рогатого скота.
Впоследствии поголовье было доведено до 250 голов свиней и 26 голов КРС.
Для того чтобы содержать такое количество скота, необходимы определенные
условия. Нами был построен коровник и свинарник хозяйственным способом с
автономным отоплением. Провели трубы большого диаметра вдоль стен,
поставили 250 л металлические бочки, а в бочки поставили электротены.
Помещение обогревалось очень хорошо в любую погоду. А для того, чтобы
коровы хорошо давали молоко, их нужно хорошо кормить! Летом мы их пасли
в поле (благо территории хоть отбавляй), а на зиму заготавливали сено
(аэродром ведь все равно необходимо окашивать). Заготавливали до 1
вагона сена, а два вагона получали централизованно из Союза. За сеном
приходилось посылать своего представителя в Сибирь. Легко ничего не
давалось! Есть хорошая пословица: «Под лежачий камень вода не течет!»
Для хранения кормов опять приходилось строить помещения. И все
хозспособом! Свиней кормили отходами из столовых. Ведь у нас их было
три. Так что кормов хватало. Хлеб выпекался на собственной пекарне
ежедневно. Он всегда был свежим и вкусным. Пекарней руководил прапорщик,
а пекари были солдаты. На нашу пекарню приезжали учиться выпекать хлеб
из других гарнизонов. Каждому семейному офицеру и прапорщику было
положено 18 булок белого хлеба и 12 булок черного хлеба в месяц. Хлеба
хватало всем.
Надой молока составлял 25 тысяч литров в год. Летному составу было
положено по норме 200 грамм молока в день, а у нас его пили сколько
хотели! Но летчикам положено еще и сметану и творог, которые ранее мы
получали в округе и возили самолетом! Перебои случались частенько, ведь
и погода может быть не летной и т.д. Когда я был в отпуске, увидел в
продаже в деревне сепаратор. Я, конечно, не раздумывая, купил его и
привез в часть. Сначала пришлось научиться им пользоваться, но
впоследствии все пошло нормально. Сметаны и творога было так много, что
мы получили разрешение продавать его жителям гарнизона. Ведь в магазинах
молочных продуктов не было, а как прожить маленьким детям без молока?
Как-то приходит сын и рассказывает, что на магазине висит объявление: «У
красного командира Королько продается в неограниченном количестве
сметана и молоко!» Кто-то, конечно, пошутил, а я снял и оставил себе на
память. Средства, полученные от подсобного хозяйства, шли на улучшение
питания личного состава, а 50% в фонд командира части. В части имелись
две теплицы, которые располагались у котельных, где были вода и тепло. В
теплицах выращивалась зелень, помидоры и огурцы. Свежие овощи были
круглый год. Весь выращенный урожай шел на стол летному составу в
качестве дополнительного питания. К каждому празднику каждый летчик
получал на стол по 50 грамм украинской домашней колбасы, пару листиков
зеленого лука, пару веточек петрушки и пару веточек укропа. Это знал
каждый летчик, и всегда очень благодарили. Когда возникали перебои с
поставками мяса из Союза, мы забивали свиней с подсобного хозяйства и
обеспечивали мясом летный состав. За счет фонда командира части,
полученного от подсобного состава, выдавался дополнительный паек личному
составу караула и выездным командам. В праздничные дни для солдат
закупались фрукты, печенье и другие сладости. Личный состав срочной
службы был очень доволен.
Когда я прибыл в Монголию и принял часть, авиационный полк был вооружен
самолетами МиГ-17 и полком командовал подполковник Чайка Владимир
Иванович. Мы с ним работали в основном на аэродроме, и в бытовые нужды
он не вникал. На его замену прибыл полковник Кудряшов Виталий
Иннокентьевич. Пошли мы как-то с ним в столовую летно-технического
состава. Здание столовой было деревянным сборно-щитовым и состояло из
двух помещений. В одном помещении питались летчики, а в другом –
техники. И конечно было тесно, в одну смену все поесть не успевали. На
входе столовой нам встретился технический состав, который начал
жаловаться новому командиру на эти неудобства. Я сказал, что мы
что-нибудь придумаем. Предложил командиру полка пройти за столовую, где
у нас располагалась котельная, а там огромные терриконы шлака!
Строительный материал лежал – только подними. Командир спросил что
нужно. Я попросил выделить 12 человек солдат, а я выделяю старшего и мы
сами построим столовую за три месяца! Он согласился, но не поверил. На
следующий день собрали команду, выделили самосвал и начали строить.
Песко-гравийную смесь возили с близ лежащей речки, мешали ее со шлаком,
а цемент, по моей просьбе, нам выделила инженерно-аэродромная служба
тыла 23 ВА. Через месяц уже была готова «коробка» столовой, которую мы
поставили прямо к двери варочного цеха существующей столовой. А еще
через два месяца столовая вступила в строй. Она была рассчитана на 120
мест, столы стояли в 4 ряда по 4 человека за столом, в столовой была
большая раздевалка и умывальник. Пиломатериалы на строительство
доставали (думаю не надо объяснять как) у гражданских строителей. За
счет средств подсобного хозяйства купили тюль и шелк для штор. В общем,
хорошая столовая получилась, недовольных больше не было. В старой
столовой остался только летный состав, сделали там хороший ремонт,
поставили новую мебель, столики на 4 человека. У каждого летчика было
свое место. Для летного состава готовилось 4-5 видов первого блюда и 5-6
второго. Утром, после завтрака, на специальном листочке каждый летчик
делал заказ, что он хотел бы кушать завтра. Никаких проблем и вопросов
по питанию летного состава не возникало. У нас был один принцип – все
для летного состава! Руководство монгольской авиации построило для
своего летного и инженерно-технического состава свою столовую. Все
офицеры перешли в свою столовую, а летчики уходить не захотели и
остались в нашей столовой, потому что привыкли к хорошей и вкусной пище.
Для отдыха летного состава в живописнейшем месте, на берегу реки Тола,
прямо на сопке был построен профилакторий. Места действительно
заповедные. Весной цвел багульник, полевые цветы, воздух чистый, на реке
прекрасная рыбалка. Летный состав размещался в двухместных номерах,
отдых длился 10-12 дней. Как правило, отдыхали звеньями или
эскадрильями. После такого отдыха и летать хорошо.