Действительно ли МО РФ нужны БПЛА?
Идея этой ворчалки принадлежит нашему уважаемому
главному редактору. И он как главный оказался прав - ибо
эта тема заинтересовала и наших форумчан. Поэтому я
решил вставить свои «пять копеек» на тему навеянную
форумом. Традиционно прошу не пинать меня ногами.
Говоря о «беспилотье» для начала следует разобраться с
некоторыми понятиями и определениями.
БПЛА, т.е. беспилотными летательными аппаратами я буду
подразумевать летательные аппараты выполняющие полет без
экипажа на борту и не являющиеся средствами поражения
(как например крылатые ракеты различных видов
базирования). К этому виду ЛА в 50-80-е годы в СССР
относились БРС – беспилотные самолеты-разведчики.
А теперь экскурс в наше наследие.
За это время (50-80-е годы) было введено в эксплуатацию
несколько типов БСР, которые условно можно было
разделить на два поколения. К условному первому
поколению можно было отнести дальний беспилотный
разведчик ДБР-1, созданный в ОКБ А.Н.Туполева и
тактический беспилотный разведчик ТБР-1, созданный в ОКБ
С.А.Лавочкина. Созданные на рубеже 50-60-х годов, эти
БПЛА были плохо приспособлены для использования во время
боевых действий. Эти БПЛА имели очень важный недостаток.
Они были фактически одноразового использования. Ибо
возвращался из полета в более или менее целом виде лишь
контейнер с разведывательным оборудованием. Таким
образом, использование этих комплексов было весьма
«дорогим удовольствием». Однако опыт их эксплуатации в
войсках позволил создать БСР следующего поколения.
К ним следует отнести многоразовые самолеты-разведчики ВР-2
«Стриж» и ВР-3 «Рейс». Разработка этих комплексов была
начата во второй половине 60-х годов в ОКБ-156 А.Н.
Туполева. Новые комплексы стали уже полностью
спасаемыми, имели большую мобильность.
Комплекс ВР-2 «Стриж»
Комплекс ВР-2 «Стриж» разрабатывался как
оперативно-тактический разведчик с дальностью полета
самолета до 1000км, а комплекс ВР-3 «Рейс» был
тактического назначения с глубиной разведки в несколько
десятков километров от линии фронта.
Комплекс ВР-3 «Рейс». Фото А.Матусевича
Беспилотный самолет разведчик ВР-3 был предназначен для
ведения воздушной разведки в тактической глубине обороны
противника путем фотографирования с малых высот, а также
телевизионной и радиационной разведки площадных целей,
маршрутов передвижения войск, точечных подвижных и
неподвижных целей с быстрой передачей разведданных
заинтересованным штабам. Он мог быть использован для
доразведки целей, контроля за результатами стрельбы
тактическими ракетами и артиллерией, бомбометания в
прифронтовой полосе, доставки агитационных материалов на
территорию противника. Самолет мог выполнять полеты в
сложных метеоусловиях, а также при сильном
противодействии ПВО противника и радиоактивном заражении
воздуха и местности. Комплекс обеспечивал также
относительную скрытность подготовки и пуска беспилотных
самолетов-разведчиков с неподготовленных в инженерном
отношении позиций, автономность боевого применения,
быструю смену позиций и перебазирование своим ходом,
возможность получения развединформации по радиолинии в
масштабе времени близком к реальному. Поэтому он имел
наиболее широкое распространение в ВВС и авиации
сухопутных войск.
Надежность бортового оборудования и систем самолета была
достаточно высокая. К недостаткам комплекса можно
отнести недостаточную дальность полета; длительный спуск
на парашюте, что делает беспилотный самолет разведчик
неплохой мишенью для истребителей противника; наличие на
борту только одного вида разведоборудования, что не
всегда позволяет вскрыть замаскированные объекты
противника.
Как уже отмечалось оперативно-тактический беспилотный самолет
разведчик ВР-2 «Стриж» начал разрабатываться в ОКБ-156
одновременно с ВР-3 «Рейс» в конце 60-х годов. Основные
отличия состояли в размерах, в более сложном бортовом
навигационном и разведоборудовании, в ином составе
специальной наземной техники.
По составу разведоборудования самолеты ВР-2 выпускались в
вариантах с аэрофотоаппаратами и с системой инфракрасной
разведки.
Поскольку точность средств автоматической навигации оставляла
желать лучшего, то использование БПЛА в качестве
платформ для размещения вооружения казалось
малопривлекательным. В конце 70-х г.г. развитие
беспилотных летательных аппаратов в СССР пошло по двум
направлениям. ОКБ им А.Н. Туполева продолжало
разрабатывать сложные комплексы разведки. Тогда был
создан ВР-3Д «Рейс-Д».
Комплекс ВР-Д3 «Рейс-Д»
В
этом случае конструкторы по пути создания комплекса
двойного назначения. Это был разведчик по габаритам и
массе занимавший промежуточное положение между ВР-3 и
ВР-2. При сохранении основной компоновки и силовой
установки был полностью обновлен состав
разведоборудования, применен новый
пилотажно-навигационный комплекс, увеличен запас
топлива. В состав бортового комплекса входила
радиолокационная станция и телевизионная система.
Однако, пожалуй самым интересным было наличие под
фюзеляжем балочного держателя грузоподъемностью до
500кг. Другим направлением развития беспилотных
летательных аппаратов было вновь возникшее направление
по созданию малоразмерных дистанционно-пилотируемых
летательных аппаратов ДПЛА. ОКБ им. А.Н. Туполева также
занималось этим направлением и во второй половине 80-х
годов на вооружение полков БСР стали поступать комплексы
ДПЛА «Крыло». Самолет представлял собой моноплан
небольших размеров с низко расположенным прямым крылом.
В качестве силовой установки использовался
турбореактивный двигатель созданный на базе
турбореактивного стартера одного из отечественных
«больших» турбореактивных двигателей. Старт выполнялся с
помощью порохового ускорителя с пусковой установки на
базе гусеничного шасси. При этом на пусковой установке
сразу размещалось три самолета – два по бокам и один
выше в центре. «Крыло» выпускалось в варианте
телевизионной разведки и постановщика помех. Этим
самолетом вооружались третьи эскадрильи вновь
создаваемых полков ДПЛА (1-я эскадрилья оснащалась
самолетами ВР-3, 2-я эскадрилья – самолетами ВР-2).
В направлении создания ДПЛА достаточно успешно работало и
одно из подразделений ОКБ им. А.С. Яковлева. На взгляд
большинства военных специалистов в области беспилотных
самолетов разведчиков именно это направление должно было
явиться наиболее приоритетным для исследовательских и
опытно-конструкторских работ.
Комплекс "Строй-П" с установленным "БПЛА
Пчела-1"
Первым был создан ДПЛА «Пчела». Самолет представлял из
себя моноплан с фюзеляжем круглого сечения. В хвостовой
части фюзеляжа находился поршневой двухцилиндровый
оппозитный двигатель с деревянным двухлопастным (позднее
трехлопастным) винтом. Винт располагался внутри
кольцевого обтекателя, на котором были расположены рули
высоты и направления. Носовая часть фюзеляжа
представляла собой сменный отсек. В нем могла
располагаться телевизионная станция или аппаратура
постановки помех (в этом случае из отсека свисала
антенна станции). Над центральной частью крыла
располагался контейнер тормозного парашюта. Под
фюзеляжем располагался контейнер, в котором располагался
резиновый шланг, наполнявшийся газом при посадке. На эту
резиновую подушку и производил парашютную посадку
самолет. Прямое крыло самолета располагалось сверху
посредине фюзеляжа. Оно складывалось вдоль фюзеляжа в
транспортном положении. Транспортировался самолет в
алюминиевом контейнере, который мог переноситься
усилиями четырех человек.
В результате дальнейших работ в ОКБ им. А.С. Яковлева был
создан комплекс воздушного наблюдения «Строй-П» с
разведывательным дистанционно пилотируемым летательным
аппаратом «Пчела-1».
Он был предназначен для ведения воздушной разведки в
тактической глубине и корректирования огня артиллерии и
реактивных систем залпового огня Сухопутных войск. В
состав комплекса входят:
• ДПЛА «Пчела-1»
• станция пуска и управления на гусеничном шасси
• передвижная станция технического обслуживания.
Как
и первый ДПЛА выполнен по нормальной аэродинамической
схеме с высокорасположенным прямым крылом. Для
управления по крену снабжен элеронами. При
транспортировке консоли крыла складываются вдоль
фюзеляжа одна под другой. Оперение кольцевого типа
заключает в себе толкающий винт и цельноповоротные рули
высоты и направления.
Способ посадки- парашютно-амортизационный. Четырехопорное
неубирающееся шасси при посадке выдерживает 10-ти
кратную вертикальную перегрузку.
В состав разведывательной аппаратуры должны были входить:
телевизионная камера или ИК – станция, установленные на
гиростабилизированной подфюзеляжной платформе.
Устойчивость полета ДПЛА обеспечивалась автопилотом.
Старт ДПЛА производился с короткой направляющей, с
использованием двух твердотопливных ускорителей. Станция
пуска и управления позволяла проводить автоматический
предстартовый контроль, пуск, управление полетом ДПЛА,
прием и воспроизведение карты местности на телевизионном
экране в реальном масштабе времени. На видеоконтрольном
устройстве отображаются картина местности, наблюдаемая с
борта, а также наложенные на нее маршрут полета аппарата
и его текущие координаты. Возможно управление и прием
информации одновременно с двух ДПЛА, находящихся на
удалении до 60км от станции пуска и управления. В конце
80-х годов и вертолетостроительное ОКБ Камова
предприняло попытку создать собственный дистанционно
пилотируемый летательный аппарат. Попытка увенчалась
успехом, и в ОКБ был создан многоцелевой беспилотный
вертолетный комплекс МБВК-137. Комплекс предназначался
для ведения военной разведки, пограничного,
полицейского, экологического патрулирования и экстренной
доставки грузов специального назначения в чрезвычайных
ситуациях, а также передачи информации из опасных зон.
Эксплуатация МБВК-137 предусматривалась в трех вариантах:
автомобильном, аэромобильном (базируется на вертолете
Ка-32) и корабельном.
В состав МБВК входили:
• многоцелевой беспилотный вертолет Ка-137
• наземный пункт управления с рабочим местом оператора,
оборудованным пультом и рычагами управления беспилотным
вертолетом, системой отображения информации,
телевизионной аппаратурой и радиоаппаратурой управления.
Развал СССР снижение финансирования разработок вооружений и
военной техники привели к тому, что комплекс «Строй-П» к
моменту распада страны, так и начал широко поступать в
войска, «полузакрылись» и программы в других ОКБ.
Вот
с таким «хозяйством» встретил 90-е годы Советский Союз.
Большая часть из этих БПЛА состояла на вооружении. Пусть
это были ЛА не суперсовременных возможностей, но, тем не
менее, способные выполнить хоть какой-то круг задач. И
теперь давайте вспомним, как это хозяйство
использовалось? Да никак. Советской армии БПЛА были
совершенно не нужны. Созданные полки ДПЛА были в скором
времени расформированы. А Центр в котором обучалось не
одно поколение беспилотчиков и располагавшееся в Мадоне
(Латвия), стал готовиться к переучиванию на крылатые
ракеты наземного базирования. Это говорит о том, что
СССР «ставил крест» на беспилотье не видя нужды в нем.
По счастью США принудили нас подписать договор, по
которому крылатые ракеты сократили, тему из Центра
забрали, а сам центр со всем скарбом перебазировался в
славный город Егорьевск. В чем же причины упорного
нежелания МО СССР увидеть перспективу там, где ее видят
другие. Основная причина видимо все же заключалась в
том, что у нас в свое время все виды вооруженных сил и
рода войск были настольно обособлены, что применение
«экзотических» видов вооружений и военной техники
считалось шаманством. Конечно, проще было послать на
разведку 4 реактора на ЧАЭС вертолет с экипажем и
дозиметристом, чем изобретать бог весть что. Не потому
ли у нас не приживалась или приживалась с трудом всякая
экзотика. Неизвестно кому было передать экранопланы.
Испытания пытались проводить два ведомства ВВС и ВМФ –
результат на Москва-реке. Так и с БПЛА. Вроде летает, но
для ВВС вещь совершенно бесполезная. Артиллеристам,
конечно, неплохо помочь откорректировать огонь, да уж
больно дело волокитное – запусти, «рули», поймай. А так
«жахнул» из «Смерча» по площади и все дела. Дел-то
главное на 15-20 минут, зачем тут еще «бабочку» куда-то
запускать. Поэтому, конечно, под сокращение
финансирования попали в первую очередь именно программы
БПЛА в целом и ДПЛА в частности. Кто лоббировал бы эти
темы?! ВВС? Даже смешно говорить. В условиях, когда на
самолеты денег не хватает… Сухопутные войска? Тот же
исход…
Поэтому мысли о том, что МО РФ нужны БПЛА - смешны. У нас на
форумах, где бывают профессионалы можно часто прочитать
примерно такие фразы: «Извини сынок, но тактические
приемы, применяемые ВВС в 80-е годы были секретом, а
поскольку они (приемы) не изменились и сейчас, то и
теперь секретность актуальна…»
Вот в чем квинтэссенция всех проблем. Войны изменились (их
содержание, цели, тактические задачи и средства
достижения этих задач), есть даже попытки изменить
материальную базу для будущих войн. Но все упирается в
отсутствие доктрины и старые тактические воззрения на
характер и методы ведения боевых действий. У нас всегда
придумывали тактику под созданное оружие. Как в мультике
с Масяней: «Я тебе эту хрень подарила, а ты уж сам
думай, что с ней делать!» Полагаю еще 20 лет назад
настало время изменить эту ситуацию и под выбранную
тактику придумывать вооружения и военную технику. Но…
Много ли прошедших войну в ДРА в 80-х передали свой опыт?
Есть ощущение, что не очень. Полагаю, что использование
в августовском конфликте Грузии и России самолета
Ту-22М3 с экипажем из ГЛИЦ (насколько можно судить из
СМИ) дает вполне определенный ответ на все вопросы. Если
в 37 ВА не нашлось экипажа способного выполнить эту
боевую задачу, то…
Полагаю, что можно закупить любые БПЛА, но дальше
показов на полигоне и в СМИ дело не пойдет. Их будет
просто некому использовать. Летать-то на них «земные
летчики» смогут и отлично, но не для них же техника
закупается, а для комбата. И между этими двумя сторонами
простирается пропасть.
Сергей Бурдин
Ноябрь 2008 г.
Обсудить на форуме
Архив
Январь 2006: Рядовое событие или «контракт
десятилетия»? (размышления о покупке украинских Л-39 Республикой
Беларусь)
Ноябрь 2005:
Кое-что о
советских боевых вертолетах
Май 2005: Насколько современным
ВВС России
нужен истребитель пятого поколения?
Апрель 2005:
Реорганизация
авиастроительной промышленности России –
взгляд из соседнего окопа
Март 2005:
Что можно ответить на
вопрос «Какой самолет лучше?»