Летчик–инструктор
В отпуск поехал в парадной форме, которой
очень гордился. Трошев Валера, с кем я поступал в «Качу», попросил меня быть
свидетелем на его свадьбе. Так я открыл длинный ряд моих «свидетельских»
обязанностей, которые мною добросовестно исполнялись в течение ближайших
шести лет.
Декабрь 1974 года. После возвращения из
отпусков нам организовали учебные курсы на центральной базе, которые
назывались «школа лётчиков–инструкторов». Разместили в казарме, хорошо, что
не в два яруса. Наши начальники «высосали из пальца» всё, что могли и начали
нас этому учить. Скука была неимоверная. Мы с трудом дожидались конца лекций
и спешили «раствориться» в городе. Так прошло почти два месяца.
В феврале мы приехали в «Бекетовский»
полк, в.ч. 62513. Командир полка – полковник Волошин; зам. командира полка –
подполковник Ключанский. Я попал в четвёртую эскадрилью. Встретили
лейтенантов довольно сухо. Даже в общежитии места для нас не нашлось.
Командиры дали три дня, сказав: «Ищите жильё сами». И мы, три лейтенанта,
Вилков Володя, Заремба Саша и я, стали методично обходить в Бекетовке дом за
домом, подъезд за подъездом, произнося одну и ту же фразу: «Извините, вы не
знаете, сдаёт ли кто–нибудь комнату?». После долгих мытарств нам удалось
найти маленькую, похожую на пенал, комнатушку, где можно было впритык
поставить три кровати. Там мы и жили до лета. В соседнем доме, у одинокой
женщины, снимал комнату Эльбакян Витя.
Командиром четвёртой эскадрильи был
подполковник Калимулин Альберт Идеалович, зам. командира АЭ – капитан
Чернавин, штурман АЭ – майор Новиков, командиры звеньев – майор Бизяев,
капитаны Штерн, Солдаткин. Из молодых лейтенантов – Вилков, Заремба,
Кудряшов, Степанов, Александров и я. В соседних эскадрильях тоже были наши:
Асейкин, Новиков, Стапулёнис, Сучков, Петиков, Сутормин, Чуприна, Эльбакян и
другие.
Лейтенант Орехов. "Писанина". Зима 1975
года, Бекетовка
Началось всё, как обычно, с большой
«писанины», навалилась куча документации. Мы много писали, рисовали, чертили
схемы. Единственным светлым пятном была свадьба Анатолия Чуприны,
пятнадцатого февраля. Со стороны невесты были молодые девушки – студентки,
они очень хорошо и весело всё организовали.
С третьего марта начали понемногу летать.
Но основные полёты начались только в апреле. После «МиГ»-ов, «Элочки»
показались очень тихоходными самолётами. Начали осваивать заднюю кабину,
или, попросту - «задний кабинет». Меня «выбрали – назначили» комсомольским
«вожаком» нашей эскадрильи. Случайно сохранился список членов «политбюро»:
Алексеев В.В. (бумаги), Голованов Н.Е. (идеология), Лабузин Ю.В.
(редколлегия), Понкратов В.В. (культработа). Но все мои попытки как-то
оживить комсомольскую работу были «задушены в зародыше» замполитом
эскадрильи, поэтому воспоминания об этом «поприще» остались крайне
негативными.
Наш командир звена, Бизяев Пётр Фёдорович
Мой командир звена – Петр Фёдорович
Бизяев. Он был опытный инструктор и очень хороший командир. Начинал летать
ещё на «Як–11». Именно на таких профессионалах и лежала основная нагрузка по
обучению и воспитанию многих поколений курсантов. Пётр Фёдорович обладал
редким чувством юмора и был прекрасным рассказчиком, с неиссякаемым запасом
авиационных баек, вот одна из них:
Лето, полевой аэродром, жара, летают на ЯК-11. ВПП и РД, естественно,
грунтовые. На рулении, от винта, за самолётами длинные густые клубы пыли. И
вот, лётчик, назовём его – Петя, на рулении вдруг чувствует сзади сильный
удар, треск, и, оглянувшись, видит, что его догнал другой Як и винтом разнёс
в щепки хвост самолёта и изуродовал свой пропеллер. Пыль оседает и
проявляется следующая удивительная картина. Фонарь заднего самолёта
откидывается, выпрыгивает лётчик и бежит куда – то в сторону. У Пети
мелькает мысль – «сошёл с ума от шока!». Он тоже выпрыгивает из своего
самолёта и бежит вслед за убегающим лётчиком, крича вдогонку: «Стой Вася,
стой, куда ты?!» Вася останавливается и, глядя на подбегающего коллегу,
круглыми от ужаса глазами, торопливо умоляюще говорит: «Петя! Не скажем
никому! Только ты и я, ты и я!» Петя оглядывается, рядом стоят два самолёта.
Один – без хвоста, второй – с изуродованным пропеллером…
Командир эскадрильи Калимулин А.И. мог
показаться несколько угрюмым, но на самом деле оказался очень порядочным
человеком и командиром. Служил исключительно добросовестно и ответственно. В
начале восьмидесятых годов мы с ним встретились в аэропорту «Гумрак» в
Волгограде. Он уже работал в гражданской авиации.
Обсудить на форуме