История авиации - это, к счастью, не
только история войн и воздушных сражений. Одна из славных страниц нашей
авиационной истории, одна из самых романтических и увлекательных - это
освоение Арктики. Одним из тех, кто своим трудом делал Арктические
просторы более доступными, кто обеспечивал полеты полярной авиации и
проводку караванов судов, был Александр Сергеевич Целовальников.
Александр Сергеевич родился в 1910
году под Москвой. К началу 30-х годов закончил ВТУЗ. В 1935 г. закончил
«Курсы по подготовке полярных работников» Главного Управления Северного
Морского Пути при Совнаркоме СССР (присвоено звание «старший механик
1-го разряда полярных станций).
Начинал радистом, потом начальником
узловой радиостанции, под конец своей работы на Севере был начальником
порта. Был на Диксоне, мысе Челюскина, Маточкином Шаре. Работал на
полярных станциях Рау-Гуа, Амбарчик.
Принимал участие в наземном
обеспечении спасения "Челюскина", первой высадки на Северный Полюс. Их
зимовка обеспечивала патрульные полеты Музурука на "Каталине".
Всю войну проработал на Севере без
смены - так складывалась ледовая и военная обстановка. Первый раз
встретились с немцами, когда на их метеостанцию пытались высадить десант
с подводной лодки, но к ним на станцию незадолго до этого успели завезти
два пулемета Дягиерева с расчетами, да и карабинов у них хватало. Обе резиновые
десантные лодки они потопили, ПЛ не могда подойти ближе из-за мелководья
и льдов, обстреляла из зенитных автоматов, особого ущерба не нанесла, -
дома у них были из толстого плавника.
В самом конце навигации к станции
подошел немецкий рейдер и, расстрелял из орудий все постройки. Зиму они
прожили в "иглу", из снега и обломков, что остались от домиков. Больше
боевых эпизодов не было.
В 1946 г. по состоянию здоровья убыл
из Арктики. Работал главным механиком на военном заводе в Подмосковье,
потом в ЦНИЛ ВЭ (Центральная научно-исследовательская лаборатория
ветроэнергетики), где делали автономные энергоустановки для Севера,
Казахстана.
Александр Сергеевич проработал на
Севере с момента создания Севморпути почти 14 лет. Все это время он не
расставался с фотоаппаратом. Мы предлагаем вашему вниманию некоторые из
его фотографий, которые передал для публикации Александр Ершов, сын
Александра Сергеевича.