Легкий разведчик ЛР
(ЦКБ-1), разработанный бригадой С.А.Кочеригина.
ЛР (ЦКБ-1) представлял собой
развитие самолета Р-5. При всех успехах Р-5 уже в 1931
г. пришлось задуматься о существенном повышении
в будущем его летных качеств, создании нового
самолета с более мощным двигателем, с меньшими
размерами и массой и более маневренного при
скорости порядка 300 км/ч, т. е. почти такой, как у
истребителей начала 30-х годов. Такой тип самолета
был заранее назван легким разведчиком, пригодным
в качестве двухместного истребителя. Двигатель
для него в 1931 г. еще не был определен, но
предполагался М-34, находившийся в постройке.
Задание на ЛР было дано в начале 1932 г. бригаде С. А.
Кочеригина и одновременно КОСОС. Проект А.Н.
Туполева не был осуществлен из-за его занятости
работами по большим самолетам.
Схема ЛР повторяла схему Р-5, но размеры самолета
были значительно меньше, мощность больше и
летные качества соответственно проще.
Конструкция смешанная. Каркас фюзеляжа с
моторамой сварной из хромомолибденовых труб,
обшивка передней части дуралюминовая, хвостовой
- полотно на легком дуралюминовом каркасе. Кабина
летчика - открытая с откидным левым бортом для
входа. Кабина летнаба была закрыта турельным
экраном, вращаемым на 360гр.; на левом борту - легко
сбрасываемая дверь. Крылья - деревянные, профиль -
Геттинген-436 11%-ный, оперение - дуралюминовое с
полотняной обтяжкой. Стабилизатор - с изменяемым
в полете углом установки, двухлонжеронный. Шасси
- по схеме Р-5, но амортизация ? масляно-воздушная
(в костыле также). Гидросмесь: 90 % глицерина и 10
% спирта. Колеса (800 Х 150 мм) - дисковые тормозные,
что было ново в СССР. Моторама - отъемная на
четырех болтах. Радиатор - выдвижной вниз,
сотовый из фасонных трубок, глубиной 350 мм. Масса
воды в системе охлаждения - 70 кг. Был масляный
радиатор. Масса силовой установки в первом
экземпляре ЛР составляла 997 кг, из которых на
двигатель М-34 в 650/750 л. с. приходилось 613 кг. Масса
конструкции планера была всего 640 кг. Для второго
экземпляра ЛР масса силовой установки под
высотный двигатель М-34Н была
1093 кг, а планера - 692 кг. Масса пустого первого
самолета при его выпуске была 1637 кг, а после
доделок стала 1734 кг. Со вторым самолетом было то
же.
ЛР мог рассматриваться и как двухместный
истребитель при надлежащем вооружении, но на нем
стояли только два пулемета - один ПВ-1 синхронный
и один ШКАС на турели, а также 200 кг бомб (8 Х 25, 4 Х 50
или же 2 Х 100 кг). Это был прежде всего легкий
маневренный разведчик со скоростями, близкими к
скоростям истребителей. Выпущен был в июле 1933 г.,
к лету 1934 г. прошел госиспытания. Летные качества
были высокими, особенно с высотным двигателем
М-34Н 750/815 л. с. Однако в серии не строился. Было
отдано предпочтение самолету Р-Z, конструкция
которого в производственном отношении была
более освоенной.
Источник: В.Б.Шавров,
История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
|