Нижний Новгород 2002

   Главная > Выставки > Нижний Новгород 2002

Сергей Цветков   

 

Первые открытые для публики посещения ЛИИ Министерства авиационной промышленности в Раменском или военного аэродрома в Кубинке стали для авиаэнтузиастов наиболее заметными событиями 1992 года. А вот МАПовские заводы не спешили распахивать свои проходные для всех желающих. Но рано или поздно это должно было произойти -- один из крупнейших серийных заводов СССР, нижегородский "Сокол", впервые решил пустить "непричастных" граждан 9 июня этого года.

Правда, нельзя сказать, что это была исключительно инициатива завода -- в эти дни в Нижнем отмечалась вторая годовщина образования Приволжского федерального округа (еще одним внешним поводом была очередной День независимости России), и, видимо, Кириенко сумел "убедительно попросить" руководство предприятия поучаствовать в празднике. С другой стороны, нижегородцы (как работники завода, так и непричастная публика) и немногочисленные "заинтересованные лица" из других городов вправе были рассчитывать на какие-нибудь мероприятия даже и в отсутствие праздников федерального масштаба. Дело в том, что завод, построенный в годы первых пятилеток, был введен в строй ровно 60 лет назад, в 1932 году (в том же году начался выпуск истребителей И-5). Так или иначе, праздник должен был состояться, однако, без помощи извне устроить полномасштабное авиашоу завод вряд ли смог бы.

8 июня после долгого периода хорошей погоды в Нижнем накрапывал дождь. Ранним утром 9 числа небо было затянуто сплошной облачностью, в 7 часов в ней появились разрывы, через час остались отдельные облачка, и наконец, к 9 утра, когда проходные завода распахнулись для гостей, кроме солнца на небе не было ничего.

Авиазавод расположился на окраине города и занимает огромную территорию. Во всяком случае, оказавшись на территории, корпуса сборочных (или иных производственных) цехов увидеть хотя бы издали так и не удалось, а идти до собственно аэродрома пришлось еще почти два километра!

На рубеже 80-х и 90-х на "Соколе" работали около 30 тысяч человек, в три смены строя МиГ-31 и стараясь удовлетворить потребности родных ВВС и многочисленных зарубежных заказчиков в спарках МиГ-29УБ. В 1992 году выпуск обоих изделий для крупнейшего заказчика был прекращен. МиГ-31 так и не стал предметом экспорта, а успехи в зарубежной торговле МиГ-29 оказались более, чем скромными. Спустя десять лет после вступления наших экономики, и вооруженных сил в рыночные отношения, интересно подвести итоги. Сегодня для "Сокола" авиационная тематика уже не является единственной и даже, возможно, уступила первое место в списке "программ-кормилиц". По крайней мере, на сборке троллейбусов занято больше рабочих (и получают они значительно больше), чем выпуском собственно самолетов. Кроме этого, завод пытается строить яхты (имея местного конкурента в лице "Красного Сормова"). Что касается авиационного направления, то, как и 40 лет назад, весомым источником дохода остается МиГ-21 -- для ВВС Индии выпускаются upgrade-комплекты, превращающие "бис" в последнюю модификацию (уж не знаю, можно ли ее называть 21-93?). Номинально завод является главным подрядчиком в программе модернизации МиГ-31, продолжает выпуск МиГ-29УБ (в среднем 1 штуку в год), а также осваивает Як-130 и мясищевскую (точнее, новиковскую) "Гжель". Последний проект имеет в заводской среде репутацию совершенно провального (впрочем, исключая нескольких высокопоставленных чиновников, дающих интервью и подписывающих заказные статьи, это очевидно и для всех в Москве). Приведу последние цифры -- число работающих на "Соколе" сократилось на сегодняшний момент до шести тысяч (в пять раз!) -- и возвратимся на летное поле.

Первыми тишину воскресного утра через 20 минут после открытия нарушили мотодельтапланы, летавшие, впрочем, достаточно высоко и где-то в стороне. Вскоре к ним присоединилась одна из первых серийных "Гжелей", то удалявшаяся от аэродрома настолько, что пропадал даже звук, то снова напоминавшая о себе проходами над полосой (довольно высоко). Эта "разогревающая" часть продолжалась более часа -- в это время внимание все прибывавшей (на автобусах и пешком) публики было обращено на наземную экспозицию, благо там было на что посмотреть и потрогать.

Пользуясь несколько большей, чем большинство присутствовавших, свободой, я в это время дорвался до главной цели поездки в Нижний. На рулежке свои серо-голубые бока и спины грели два МиГ-21 -- серьезный, втянувший голову в плечи "бис" и головастая, но не менее изящная спарочка "УМ". В настоящее время это последние (простите, оплошал!) КРАЙНИЕ летающие МиГ-21 в России (эксплуатация "спарки" УМ в ЛИИ завершилась в конце прошлого года)! Рядом с ними, также выделенный для летной части программы, расположился МиГ-29УБ.

Примерно в пол-одиннадцатого произошло первое событие, для многих, возможно, затмившее последующие номера программы: на праздник прибыл Ан-124. Большинство присутствовавших наверняка впервые видели так близко посадку столь крупной машины. Места на стоянке для "Руслана" не нашлось, и он расположился на рулежке. Вскоре экипаж открыл грузовую кабину, и толпы любопытных разбрелись по самолету, а позже некоторым удалось даже выбраться на "спину". Учитывая "истребительный" характер большинства остальных машин, транспортный колосс совершенно подавлял размерами, вызывая вполне предсказуемую реакцию.

Судя по всему, планировалось хотя бы отчасти представить всех авиастроителей Поволжья -- помимо ульяновского "Авиастара" ("Руслан"), на празднике отметилась Самара, приславшая Ту-154М (а/к "Самара"), а вот ни Казань (ожидался новый "Ту"), ни Саратов (что там сейчас происходит? -- Як-42 еще продаются?) никак не отметились. Впрочем, напоминанием о прошлых заслугах последнего стал выставленный заводской "полусалон" Як-40К. А представителем татарских авиастроителей наверное, можно считать "вечный" Ми-8, интенсивно летавший на протяжении почти всего дня. Собственно, его проход с подвешенным российским флагом ознаменовал вступление праздника в более официальную часть.

Выступление Кириенко было вполне традиционным и по форме, и по сути -- поздравление присутствующих с юбилеем, констатация трудностей, переживаемых в настоящий момент предприятием, и заверения, что возглавляемая им администрация всегда уделяла, уделяет и будет ... авиации вообще и "Соколу" в частности и в особенности ... огромное внимание ... понимание ... сочувствие ... содействие... Завершение этого набора ритуальных фраз (к счастью, непродолжительного) оказалось на удивление приятным и содержательным -- Кириенко поздравил с присвоением звания "Заслуженный летчик-испытатель" заводских пилотов Виталия Николаевича Кадыкова и Алексея Федоровича Земляного.

Черту под официальной частью подвел пилотаж на МиГ-29УБ -- красивый взлет на форсажах, эффектные проходы над полосой, завершавшиеся восходящими бочками и несколько раз выполненный "колокол" вызвали у присутствующих искреннее восхищение. (С точки зрения пресыщенного москвича, наблюдавшего десятки раз групповой пилотаж "Стрижей", эволюции заводской "спарки" казались несколько "размазанными" и выполненными на заметно большей высоте -- но вероятно, это лишь придирки.) По-настоящему эффектно выглядели несколько проходов "на спине".

Затем реактивный гром, сотрясавший аэродром на протяжении 15 минут, стих, сменившись более спокойными выступлениями авиаторов-спортсменов местного аэроклуба. Публика в это время всерьез принялась за стоявшие на земле образцы, доступные не только для созерцания, но и залезания "на" и "в" -- Як-40К, L-29 (хотя уже и нелетный, но в безукоризненном состоянии), МиГ-21бис, МиГ-21УМ, МиГ-29УБ, МиГ-25ПУ и пара МиГ-31 (один из них, в голубой раскраске, -- непременный участник всех "авиасалонов" в Жуковском). Многие изучали Ан-124 и Ту-154, а кому и этого было мало, могли познакомиться с многочисленными образцами бронетехники, стоявшими в одном ряду с самолетами.

Наконец, в час дня наступила кульминация программы -- групповые полеты МиГ-29УБ и двух "21-х". После довольно долгих запусков, прогрева и выруливания, машины заняли места на полосе: ветераны рядом, а метрах в 300-х впереди -- "29-й". Одновременно отпущены тормоза, РУДы четырех двигателей двинуты вперед, и МиГи устремляются вперед, но по-разному -- "29-й" уходит в небо гораздо быстрее и круче, а пара "21-х" -- пробежав больше половины полосы. Сначала самолеты уходят далеко от аэродрома (несколько минут ничего не видно и не слышно), выстраиваются -- "УБ" в центре, "УМ" слева, и "бис" справа -- и идут вдоль полосы на 50--60 метрах. Дымный шлейф, тянущийся за группой, принадлежит преимущественно МиГ-29. Конец ВПП -- роспуск! "29-й" используя преимущество в тяговооруженности, свечой уходит вверх, а оба старых МиГа, крутя бочки, набирают высоту и отваливают в стороны. В полном составе такой проход был только один, затем он повторился уже без "биса", потом "спарка" МиГ-21 прошла в одиночку еще ниже с глубокими кренами. Оба старых МиГа сели один за другим, а "29-й" продолжал летать, повторив с небольшими вариациями предыдущую пилотажную программу.

В это время число посетителей, видимо, достигло максимума -- ко всем боевым самолетам (особенно к МиГ-29 и МиГ-31) выстроились длинные очереди желающих посидеть в раскаленной кабине. Действие праздника в это время переместилось на землю -- непременное выступление десантников со вполне предсказуемыми номерами. Спустя еще полчаса в воздух поднялась "Гжель", а за ней последовал легкомоторный "Аккорд". До конца праздника оставалось еще три часа, но многие, измученные солнцем и расслабленные употребленным внутрь (в такую-то жару!), уже потянулись к выходу. Возможно, более серьезным отвлекающим фактором стал матч футбольного ЧМ с участием нашей команды. Несмотря на это, программа продолжалась, и около трех часов МиГ-29УБ поднялся в воздух в третий (и последний в этот день) раз, чтобы снова повторить короткий пилотажный комплекс (МиГ-31 в тот день так и не летал -- один его полет как раз съел бы все топливо для МиГ-29 и МиГ-21)...

Полеты завершали Ми-8 и Ан-2, сбросившие изрядное число парашютистов.

Автор и редакция сайта выражают огромную благодарность Богдану Васильевичу Пудлику -- только благодаря его доброму отношению этот репортаж стал возможен. Спасибо за терпение и гостеприимство, Богдан Васильевич!

Приложение

Паспортные данные некоторых машин, участвовавших в авиашоу на Нижегородском авиазаводе "Сокол":

Статэкспонаты:
L-29 сер. № 264649
МиГ-21бис без б/н зав. № 75092823 (камуфлированный)
МиГ-21УМ 206 зав. № 516985011 (камуфлированный)
МиГ-25ПУ 05 голубой зав. № 22034855 (передан из Правдинска)
МиГ-31 07 красный зав. № И69700122203

Летавшие машины:
МиГ-21бис 07 голубой зав. № 75027008, сер. № 1701
МиГ-21УМ 01 голубой сер. № 3001

© Сергей Цветков 2002

Реклама