8 октября 1941 г.

  Главная >> История >> Документы Великой Отечественной >> 08.10.1941

 

УКАЗАНИЯ
ПО БОЕВЫМ ДЕЙСТВИЯМ ВОЕННО-ВОЗДУШНЫХ СИЛ ЮГО-ЗАПАДНОГО ФРОНТА
ПО ОПЫТУ ВОЙНЫ 1941 г.

I. Характеристика действий военно-воздушных сил противника на Юго-Западном фронте и недостатки в действиях нашей авиации

Бомбардировочная авиация противника действует мелкими группами в 3 - 5 самолетов. Излюбленный метод бомбардировщиков — бомбометание рано утром и перед заходом солнца с использованием облаков и солнца. Высота бомбометания — от бреющего до 1500 м.

При нападении на объекты, прикрытые нашими истребителями, перед ударом бомбардировщиков появляются истребители с целью связывания истребителей и отвлечения их от охраняемого объекта. Противник при равных условиях боя не принимает и стремится уйти, используя преимущество в скорости, переходя на бреющий полет или в облачность. Истребители противника стремятся, как правило, к внезапным атакам. Лобовых атак не ведут. Отмечено много случаев перехвата наши одиночных самолетов, возвращающихся на аэродром вдоль линейны ориентиров на малых высотах.

В действиях нашей авиации имеют место следующие недостатки:

Отсутствие индивидуального прицеливания, сбрасывание бомб залпом. Бомбометание по заданному району даже при необнаружении цели. Прикрывающие истребители не атакуют цели при отсутствии воздушного противника. Бесхитростность как в боевых действиях, так и при ведении разведки. Не всегда наблюдение за результатами бомбометания. Слаба разведка, заброшен метод немедленного донесения открытым текстом по радио об обнаруженных важных объектах. С истребителей, прикрывающих бомбардировщиков, не требуют ответственности за потерю бомбардировщиков. Не подводятся итоги боевых действий, не изучается боевой опыт.

II. Организация боевых действий

1. Опыт показал, что вновь прибывшие части на фронт из глубины или с других направлений необходимо включать в боевые действия после передачи опыта боевых действий частей военно-воздушных сил, ознакомления с особенностями действий воздушного противника, изучения района действий, выполняя это под руководством ответственных командиров штаба дивизии.

2. Разведка. Для ведения разведки в каждом полку выделить постоянные экипажи, которые специализировать на разведке. С выделенными экипажами периодически проводить занятия по тактике, технике ведения разведки и документации. Дачу задания на разведку не перепоручать второстепенным лицам. Обязательно удостовериться, что экипаж правильно понимает, что от него требуется, что в данной разведке главное и что второстепенное. Наличие карты крупного масштаба у штурмана обязательно.

За крупными подвижными группировками следить непрерывно. Давая задание на разведку, не связывать инициативу экипажа маршрутом и высотой. При производстве разведки экипажам применять хитрость и разумную инициативу, использовать облака, заходы со стороны солнца, с тыла, из облаков, с большой высоты с задросселированными моторами и т. п.

При малейшей возможности разведчиков над полем боя и на важных направлениях прикрывать истребителями. Каждый разведчик при отсутствии воздушного противника обязательно бомбардирует и обстреливает обнаруженные им войска противника.

Разведчикам передавать донесение об обнаруженных важных целях по радио, на основе чего командир принимает решение о вылете. После выполнения задания в целях быстрейшего использования разведывательных данных следует производить посадку на аэродроме командира соединения, где может быть организован квалифицированный опрос экипажа или быстрая доставка его на командный пункт.

3. Постановка задач на боевые действия. Необходимо четко определять, что именно уничтожить в каждом вылете. При отсутствии достоверных разведывательных данных боевые действия утром во избежание потери времени и холостых ударов производить мелкими группами, совмещая в этих вылетах боевые и разведывательные задачи.

4. Взаимодействие бомбардировщиков с истребителями. При совместных действиях бомбардировщиков с истребителями последние обязательно должны знать район действий и маршрут полета бомбардировщиков. Встречу бомбардировщиков с истребителями, как правило, организовывать над аэродромом истребителей. При взлете всех истребителей командир группы истребителей дает сигнал бомбардировщикам: «Можно лечь на курс».

В течение всего полета часть истребителей должна непосредственно прикрывать бомбардировщиков, не отрываясь от них. Командир группы истребителей несет полную ответственность за прикрытие бомбардировщиков на всем маршруте.

Ведущий группы бомбардировщиков после выполнения задания обязан привести истребителей на их аэродром или на условный пункт, избираемый над хорошим ориентиром. При сплошной облачности высотой ниже 600 м прикрытие бомбардировщиков истребителями нецелесообразно.

По аэродромам лучше всего применять комбинированную группу, состоящую из бомбардировщиков, штурмовиков и истребителей. Рекомендуется первый удар наносить истребителям,

которые отрываются от группы непосредственно перед атакуемым объектом для дезорганизации обороны аэродрома.

При совместных действиях истребительной авиации с бомбардировочной авиацией желательно высылать делегата от бомбардировщиков на аэродром истребительной авиации для личной договоренности на месте. Делегату иметь план вылетов и время прибытия на аэродром встречи, состав группы, маршрут и район действий. Иметь выработанные сигналы: «Сопровождения не будет» и др.

Бомбардировщики, учитывая ограниченный запас горючего у истребителей, должны приходить на аэродром компактно, ходить по малому кругу, не допуская больших скоростей. Для лучшей организации прикрытия аэродрома целесообразно базировать на одном аэродроме бомбардировщиков и истребителей, не допуская скопления свыше двадцати боевых самолетов на аэродроме.

При нападении истребителей противника после выполнения боевой задачи самолетам Су-2 выгоднее переходить на бреющий полет, а самолетам Пе-2 — набирать высоту.

5. Применение бомбардировщиков. Задание должно даваться с расчетом, чтобы экипаж имел не менее 20 - 30 минут времени для подготовки карт, изучения маршрутов и расчетов. Каждый экипаж должен быть готов к индивидуальному бомбометанию. При действиях по колоннам, скоплениям войск, по рассредоточенным боевым порядкам и по аэродромам индивидуальное прицеливание обязательно.

Если нет сильного противодействия зенитной артиллерии и истребительной авиации, производить несколько заходов на бомбометание с обстрелом пулеметным огнем наземных целей с высот до 1000 м.

При действиях по войскам противника на поле боя всем экипажам твердо знать линию фронта и опознавательные знаки своих войск. При действиях по неподвижным объектам полезно указать летному составу на характерные ориентиры при подходе к цели и ориентиры, определяющие данную цель. Рекомендуется на одну и ту же цель посылать одно и то же подразделение или часть.

6. Применение штурмовиков. Штурмовики Ил-2 как дорогое и мощное оружие должны быть надежно прикрыты истребителями. Необходимо звено Ил-2 прикрывать двумя звеньями истребителей.

При действиях по узким целям: колонны на дорогах, переправы, дефиле и т. п. Ил-2 применять для атаки небольшими группами не более звена. Лидером для наведения на цель выделять двухместные самолеты.

Пример. Одно звено истребителей с лидером идет впереди на высоте 800 - 1200 м, штурмовики следуют сзади на удалении 1,5 - 2 километра. Выход на цель истребители обозначают пикированием и стрельбой. Часть истребителей должна действовать по обнаруженным зенитным пулеметам и зенитной артиллерии.

7. Действия истребителей. Истребители должны вести воздушный бон до тех пор, пока самолет противника не упадет на землю. Не прекращать преследования, если противник перешел в пикирование или только загорелся. Атака одиночного самолета одновременно большим количеством истребителей нецелесообразна (мешают друг другу). Необходимо атаковывать последовательно парами или звеньями, брать противника «в клещи» с двух сторон или бить по принципу: атакующий, поддерживающий к охраняющий. При отсутствии воздушного противника прикрывающие истребители обязательно штурмуют цели.

8. Оборона аэродромов. Вокруг аэродромов на возвышенных местах в радиусе 10 - 12 километров выставить посты наблюдения с телефонной связью для своевременного обнаружения самолетов противника, летящих непосредственно на аэродром. На передовых аэродромах для предупреждения от внезапного нападения наземного противника на удалении до 40 - 50 км в сторону противника вести разведку на себя для обнаружения прорвавшихся танков или мотомеханизированных частей.

9. Донесения. Боевые донесения представлять немедленно по возвращении экипажей с полета, не задерживаться с обработкой и оформлением их. Для передачи использовать все средства связи. Для ускорения получения результатов боевых действий ответственному командиру штаба производить опрос экипажа командира группы. В целях уточнения или подтверждения также опрашивать остальных.

Письменное донесение о боевом вылете командир группы обязан представить независимо от опроса. Если в данный день производилось несколько вылетов, то письменное донесение представляется вечером.

III. Обобщение и изучение опыта боевых действий

Основы применения всех родов авиации определены соответствующими уставами. Но опыт войны на каждом фронте и на разных ее этапах имеет много особенностей. Тактика непрерывно меняется. Каждая дивизия, полк и эскадрилья должны творчески и вдумчиво изучать и подытоживать свой боевой опыт. Выявлять и доводить .до летного состава наиболее удачные методы борьбы. Следует искать, создавать и применять новые, лучшие способы нападения.

В целях лучшего использования опыта боев установить:

1. Командирам авиационных дивизий не менее одного раза в неделю производить разбор боевых действий авиации с командирами полков и их штабами. Периодически практиковать разборы с летным составом в полках.

2. Командирам авиационных полков не реже двух раз в неделю или после каждого дня массовых вылетов всего полка производить разбор со всем летным составом полка. Производить короткие разборы с командирами эскадрилий и командирами штабов — не реже одного раза в неделю.

3. Командир эскадрильи должен воспитывать свой летный состав непрерывно, понимая под этим: постановку задачи в соответствии с особенностями каждого летчика, летчика-наблюдателя и экипажа в целом; приучать их к самостоятельности; давать оценку действиям каждого в бою; не скупиться на поощрения и похвалу экипажей, проявивших инициативу, решительность и хорошую товарищескую выручку. Больше говорить с людьми, изучать опыт каждого человека. Выявлять людей, умеющих творчески подходить к выполнению поставленной задачи.

4. Практиковать подробный опрос с последующим представлением письменного рапорта всех экипажей, сбитых противником. Особо выявлять обстоятельства, при которых был сбит экипаж: где, когда, в каком строю или боевом порядке велся бой, маневрирование противника и своей группы, поведение самолета при повреждении, последующие действия.

5. С настоящими указаниями ознакомить весь летный состав.

Командующий военно-воздушными
силами Юго-Западного фронта
генерал-майор авиации ФАЛАЛЕЕВ

Военный комиссар военно-воздушных сил Юго-Западного фронта
полковой комиссар БРАГИН

8.10.41 г.

 

Назад Вверх Следующая

 

 

 

Реклама