Вопрос: Как Вы
поддерживали то, что называется моральным духом?
Трудно ответить, я воевал, я просто знал,
что должен, и все! Мой дух не опускался. Когда мне сообщили о направлении на
фронт, я обрадовался. На самом деле я всегда был готов к бою. Без потерь на
войне не бывает, но в панику не ударялись, очень я жалел, когда погибли
Шишикин и Барсуков. Погибли они нелепо и неизвестно как. Вылетели шестеркой,
двое сели, я сел, у меня шатун оборвался, полетела четверка, сопровождал их
замкомэска Петров Юра, он с самого начала войны летал, видно у него уже
зрение было севшее, и он даже он не мог вспомнить, а где он их потерял, хотя
ведомый у него был Дорошенко Коля, хороший летчик, а тоже не мог сказать,
где же потеряли. А ребята очень славные были, очень славные, Как только
бывало слетают, лягут на нары, и начинают детские песенки петь, поют на
пару.
В: Как проводили свободное
время, чем занимались в промежутках между вылетами, как было с питанием, ну
в общем бытовые вопросы.
Ну, я должен сказать следующее, здесь все
зависело от того на каком аэродроме, на морском Гора-Валдае и общежитие было
в самом Гора Валда, там вечера были, а вот когда мы переехали в землянки на
сухопутный Аэ Гора-Валдай, то раз в неделю, в субботу после ужина, 50%
личного состава имело право поехать на автобусе в Лебяжье, были танцы, не
смотря на то что война была, была художественная самодеятельность.
В: А Вы что-нибудь делали?
Нет, я, как говорится, пешком с горы не
бегал. Допустим в Керстове аэ – выходные субботы – вечером же мы не летали,
как узнают что в деревне танцы – и на танцы бежали, тем более 100 грамм
давали только на ужин… Скучно…
В: А заграницей?
Где мы впервые заграницей были, там уже
было на первом аэродроме – забыл как – я не помню, чтобы мы куда ходили.
Интересовались сперва разными немецкими медалями, орденами, значками, при
нашем полку была собака-дворняжка, так у нее ошейник был – она с трудом
таскала этот ошейник с орденами. Кличку не помню. Ну, когда война
закончилась, мы из Кольберга вернулись в…… черт, забыл… Там уже
самодеятельность была, Дом культуры, там и бар был, пиво.
В: Кормили вас как?
Если по-военному, то на убой. Никаких
проблем не было. Вот представь себе - на Ораниенбаумском Пятачке – туда либо
на корабле, либо самолетом, сухопутного соединения не было. Приходишь в
столовую - хлеб без нормы, селедочка, сыр, американская колбаса
консервированная, на вкус – все нормально. Что нам нравилось – это хвойный
напиток, - в графинах стоял, очень вкусный, зеленый такой. Куда бы мы не
сели, не чувствовали, что бы нас не покормили. Технари питались отдельно в
отдельной столовой. На пример в Гора-Валдае. У нас там два полка были 12 и
35 – отдельные столовые.
В: Как вводилось в бой
молодое пополнение в части?
В бой мы вводили следующим образом – по
прибытии в часть сразу же проверялась их техника пилотирования, сразу, затем
давали им несколько боевых вылетов на пилотаж, затем с опытным летчиком их,
как правило - я в частности летал с Сапожниковым – летишь парой, обзорный
такой, к линии фронта. И, как правило, их давали к опытным ведущим. А вот
штурмовики – тоже самое. И они нас истребителей предупреждали – что у нас
сейчас в группе летят новички – они с перепугу могли лететь неизвестно куда.
В: То есть, просто так не
бросали?
В 44-м году, примерно в сентябре месяце, к
нам пришла группа летчиков – человек 6 или 8 молодежи, для того чтобы они
нам не мешали в Пярну, мы тогда там стояли, всех этих летчиков отправили из
Пярну в Котлы, и мы втроем – Беляев, Тихормиров и лейтенант Талышев – на
двух – спарка и боевом самолете – прилетели в Котлы и в течение 10 дней
занимались, натаскивали в свободных условиях, жили в Котлах – проверяли этих
летчиков и готовили к войне. Вроде в сентябре было…. Мы прилетели в Пярну
числа 20-го, значит, числа 25-го мы появились в Котлах. Помните, как я
говорил, что один летчик на трубу посадил У-2?
В: Нет.
Вот мы прилетели, а Талышев решил
полететь, не помню его имя… Так вот, у него была такая бабенка под
Кингисеппом – там медсанбат стоял и он решил каким-то образом летать туда.
Подошел к Беляеву – Сергей Сергеевич, когда мы летали в Пярну, оставил в
землянке в Керстове партбилет (а это ж ЧП!), он – бери самолет и лети. Он
взял По-2, во 2-ю кабину посадил Диму Ложникова, техника звена – мы, кстати,
техников захватили. Вот он полетел, сел он или нет, я забыл, наверное, сел в
Керстове, взлетели и полетели в Кингисепп, сели на площадку, подвыпили, надо
лететь обратно. Ложников говорит – куда ты полетишь, уже темновато. А
Талышев – я был инструктором, да я! Подлетели к Котлам, а уже темно, земли
не видно – надо делать воронью посадку – на малой скорости подвести и не
нормально садиться. А там было несколько домов – ДНС – аэ был довоенный, там
ТБ-3 стояли, и немцы разбомбили эти дома, только трубы торчат - он сел на
трубу. Выскочили, а Ложников себе бровь разбил. Не высоко. Труба согнулась.
Выскочили что делать, народ подбежал, они тикать, вышли на дорогу на шоссе,
под пистолетом остановили машину, легли в землянку - типа спят.
Нашли самолет – где летчики? Что делать? Тогда машину в Керстово, 12 км,
приезжают – они в землянке, вроде как спят. Их «разбудили», а они давай
искать самолет, когда стали разбираться, их привезли, а бабенки: челку ему
поправьте - у него лоб разбит. Так и опознали, такой цирк был. Судили
военным трибуналом – я был заседателем – ему дали 2 года условно с
отбыванием в полку. Он до конца войны воевал, сняли ордена звания – рядовой
Талышев. После войны возвратили ордена и звания. Это как раз было, когда мы
готовили летчиков, молодое пополнение. Вот такой был цирк.
Ялта, 1940 г.
В: Проводились ли
тренировочные бои с опытными пилотами?
Я не помню, ничего такого не могу сказать.
Тренировочные полеты на групповую слетанность – были, по маршруту, кругом
аэродрома, к линии фронта. Вот когда меня посадили на гауптвахту… Тоже вот я
вылетел со Скляровым тогда, с тем, который тандерболт пригнал…. Так вот этот
Скляров, мы стояли уже на аэ Кагул, и решили мы слетать парой,
потренироваться, так часто летали, это было неотъемлемой частью, вот мы
полетели с ним и решили пострелять по затонувшему кораблю – рубка торчала
только, я зашел – пострелял, а он за мною, я вышел из атаки – нету ведомого,
покрутился - покрутился да сел, а где ведомый, время вышло, дали мне По-2, в
2-ю кабину сел Миша Рассихин, Михаил Семенович, полетели мы с ним на суше
смотрели, потом на малой высоте пошли на воде фанера плавает. Все понятно,
разбился.
В: Его записали как
погибший или пропавший без вести?
Числился он «погибший», а не как
«пропавший без вести».
Был такой комэск Алешин. Командиру полка говорит – а что Тихомиров не будет
наказан за это? Дали мне 3 суток арест, была там гауптвахта, а там сидит
Ращупкин Иван, наш летчик: О, командир! Я – что такое? А он уже все
организовал, он у нас такой Остап Бендер был! Он уже достал водки, уже
договорился, напоили начальника гауптвахты, выспались, утром машина
приходит. Собирайтесь – мы улетаем в Палангу. Все, гауптвахта прикрыта, на
машину, на аэродром и улетели в Палангу.
Они потом с кем то полетели, в самолете закурили, загорелся он. Потом
списали в итоге.
В: А матерились по рации
много?
Нет, матерились, но среди истребителей я
такого не слышал.
В: А штурмовики?
Не знаю, возможно. В войну, только в
какой-то кризисной ситуации. Когда я был пацаном - стал выдумывать
многоэтажный мат, мне за столом один раз сказали – чтобы ты больше не
матерился, и все. Это зависит от обстановки в семье.
В: Какие воинские звания у
вас были?
Первое был сержант. Три лыки у меня было,
вернее три треугольника. А получил 1-е воинское офицерское звание в мае
месяце 43-го года – младший лейтенанат. Приказ был в апреле, правда.
В: Ваше отношение к
приказу Тимошенко? Имело это смысл?
Конечно, это было, как….. Может, по той же
причине, вот мой сын не остался служить – его призвали в армию после
института, предлагали – останешься в кадрах – через три месяца будешь
воентехником. Он мне откровенно – в 28 лет я буду младлеем, какой говорит
смысл? Так же как сейчас я услышал, по ТВ, тоже я не понимаю этого – будет
реформа в армии по воинским званиям. Решили сейчас в армии увеличить срок
службы, вот допустим во время войны я получил в мае 43-го, а в январе 44-го
я был уже лейтенант, а в июле 44-го я уже был старлей, а капитаном 12 мая
1945 года, а с летной работы подполковником уходил.
Это во время войны. А сейчас так – для того чтобы мне с капитана до майора –
мне нужно было служить 5 лет, а если ты военный летчик 1-го класса, год
могли уменьшить. А сейчас они хотят увеличить сроки. С другой стороны я не
понимаю, комполка должен быть полковник. Сейчас у него ничего не получится,
так же как с коррупцией.
В: Какой советский
истребитель лично Вы считаете лучшим до 43 и после 43 годов?
Думаю что Як-1, Як-7, Як-9 – они почти все
в управлении были одинаковые, вот Як-9Т - это самолет тяжелый, тяжелее чем
Як-1. Вот только это я могу сказать. Но самый оптимальный был, наверно, был
Як-9. У него вооружение все же пушка и 2 пулемета было.
В: 37мм - было лишнее?
Нет по земле и по бомбардировщикам хорошо,
но по истребителям наверно лишнее.
В: Встречали ли в небе
ТБ-3 - впечатления?
Нет. Я их видел. Знаю, что за самолет,
трогал на земле. Откровенно говоря, когда я его в 1-й раз увидел в воздухе,
и когда они летят, – группа допустим 9 самолетов, так под ними земля дрожит!
Впечатляет, но малая скорость, - это были гробы, транспортники. А во время
войны в 41-м году и 42-й год – я был в Сызрани на аэродроме, а там огромные
склады были авиационные – самолеты, моторы и туда прилетали ТБ-3 на замену
двигателей, они раз в неделю прилетали.
В: Какие режимы управления
винтом применялись в крейсерском полете и в воздушном бою, чем вызвалась
необходимость применения того или иного режима?
Мало регулировали, но приходилось.
В: То есть, в основном на
малый шаг до упора, и дальше газом?
Все правильно, в основном летчик только
газом.
В: А когда меняли?
Я редко пользовался. На войне ты ж не
летишь спокойно. Все равно все время идешь на режиме максимально боевом.
Смотришь.
В: Как влиял тот или иной
режим оборотов на перегрев или ресурс двигателя? Возможна ли была авария
(перекрутка) двигателя в горизонтальном полете при неправильной установке
шага винта в ручном режиме? Если не считать случая с Волочневым, были
какие-то режимы которые ограничивали ресурс двигателя?
Ограничения по режимам эксплуатации
двигателя – я никогда не слышал, Что касается ресурса двигателя – во время
войны соблюдалось, если двигатель выработал положенный срок, то тебя не
выпустят, если только на самолете у тебя заменили двигатель, то, не накрутив
5 часов, тебя на боевое задание не выпустят, должен ходить вокруг АЭ -
накручивать эти пять часов. Мне заменили – я кручу.
Был такой в полку случай. В 44м году мы сидели на аэ Куммолово, в середине
мая месяца. Май мы встречали в Гора-Валадае, и вдруг каждый день два или 3
дня подряд вокруг аэ крутится самолет неизвестный – конструкции не нашей,
смотрели, смотрели. Беляев – Тихомиров, посадить его! Я взлетел, ему –
садись! Он – нет! Показываю – собью к черту! Его посадили, ему – в чем дело,
а он – я накручиваю часы. Что-то вроде Киттихаук, какой-то армейский
английский самолет, а стояли они на АЭ - есть там два озера (Хаболово,
Бабинское). Оттуда они летали.
В: Какова была стойкость
двигателя и его систем (масляной, питания, охлаждения) к перегреву и боевым
повреждениям, как долго мог работать двигатель при повреждении той или иной
системы?
К боевому повреждению?
Я не помню, Беляев как-то прилетел – него на ребре атаки крыла выгорело –
попала зажигательная и место обуглилось.
Я ни разу так не приходил, я только дважды привозил пробоины. 1 раз пуля – в
руль поворота. 1 раз – в крыло. И то, что мне пробили радиатор (когда сбили
18 марта).
Вот то, что я сейчас помню, ходили мы под Таллинн под вечерок, плюс я был
звеном своим придан 14-му полку, тогда еще 13-й полк Мироненко, и я шел в
группе воздушного боя, ведомый у меня Гапонов, а кто второй – не помню, был,
парой. И вдруг сообщают, сзади ИИ противника, иду домой, и горох по самолету
– и самолет пошел вверх. Все, на этом конец, по радио – маленький горит,
маленький горит, я даже не думал, что это я горю, у меня дыма нет, теряю
скорость, и я потянул сектор газа…
А самолет мы бросили на месте. Туда была выслана бригада, посмотрели - там
все снизу содрано было, и колонку управления оторвало, винт в рога.
Выпуск курсов командиров звеньев, 1943 год. Накануне отправки
на фронт.
В: Каков был средний
ресурс двигателей разных модификаций, и как часто производилась их замена в
условиях регулярных полетов?
Не помню точно, не 500 ли часов?
В: А у 107-го?
Не могу сказать.
Рубанов – был техник мой, потом звена управления. Он у Кулакова был. Он жив
был, полгода назад, живет в Калининграде. Я был у него, когда отмечали 75
лет Балтийской авиации, а это было лет 15 тому назад, был еще командующий
Гуляев. Он может скажет, попробуйте его опросить.
В: Насколько сильно мешало
пламя из выхлопных патрубков при ночных полетах?
Ночью не летал. На МиГах летал. А до войны
только на По-2.
В: Выхлопы мешали?
Они не могли мешать, они вниз идут, не
мешали. На Яках не помню в сумерках.
В: Какова была стойкость
отдельных элементов планера и управления к боевым повреждениям и грубым
посадкам?
Грубые? Вот на МиГах я видел грубые
посадки. Было не в себе, получилось так что мы переучивались на МиГи без 2-х
штурвальных самолетов. Был у нас летчик – его демобилизовали за потерю
ориентировки, в Совгавани, которая могла привести к 2 катастрофам. Он с
похмелья на посадке двух фонарей сбил. Его демобилизовали, это было, когда я
еще комэском был, по моему в 52-м году, я его на кануне проверил, полетели
мы в Совгавань, потом вышли на Сахалин – потом на Совгавань. На второй день
полеты – отличная погода, выпустил я его, а ведомым Иванов был. По этому же
маршруту, проходит время, я на часы смотрю, а руководил полетами Чумичев
Иван Иванович, он был ком полка 58-го на ДВ. Вроде не воевал. Время
подходит, я говорю – тов. командир, мои летчики должны уже сесть – он, да
ничего – стал он вызывать; Нет связи, что делать, а в это время идут учения
ПВО и выбросили иголки, диполи для РЛС, не могут найти цель – где. Проходит
некоторое время – Иванов сообщает ведущему – аэ они уже прошли, и прошли
дальше 150 километров, вот они развернулись набрали высоту – Иванов передает
- у меня загорелась красная лампочка, надо снижаться, не могу высоту
потерять, что делать. Я у командира перехватил рацию, говорю – выпускайте
посадочные щитки, тормозные щитки, снижайтесь, Иванов выходи вперед, будешь
садиться первый, повторный вам заход невозможен, садиться только с первого
захода, сел Иванов срулил с полосы и двигатель встал. Кузнецов садится, и на
полосе встал. Я как у микрофона стоял, так и сел у КП. Что это такое
представляешь – две катастрофы? И как назло инспекция ПВО главе с
Преображенским работает на флоте, а тут такое ЧП. Разбор полетов. Тихомиров,
давай отчитывайся. Я был майором, докладываю - тов. Командующий, накануне
этого полета, мной лично был проверен ведущий на этом же маршруте, и
проверен, и то, что случилось – только по вине летчике по халатности.
Иванова оставили в армии, а Кузнецова тут же демобилизовали. Вроде потом он
стал летать на вертолетах – опять мобилизовали.
Как они могли? Ну, миллион высоты – посмотри – сама по себе Совгавань, бухта
способная принимать корабли с любой осадкой, там же бухта такая! И вот, ну,
бывает…
В: Каков был средний срок
службы самолета в мирных и боевых условиях?
Не помню. Не могу сказать, про МиГи я могу
сказать – 17-й 15-й у него первый срок был 300 часов плюс 15%. Его
отправляли в мастерские, где проверяли все заклепки и вновь ему давали – а
сколько, не знаю.
Я не помню, чтобы у нас в полку списывали самолеты. Вот И-16 – их бросили.
Ковшук был командир отдельной эскадрильи И-16, они где-то в октябре
прилетели.
В: Сколько времени
занимала подготовка самолета к боевому вылету?
Допустим так, иной раз утром встал техник
– он был обязан прийти на аэродром, будет вылет или нет, не знаю, он сразу
пробует мотор, проверил, на режимах различных. Вылет! Я бегу – Рубанов уже
держит парашют, я сел и полетел. А в зимнее время при низкой температуре
техники приходили и прогревали двигатели ночами. Запуск пишется в книгу по
ресурсу. Имел я неприятность из-за кобр. На Кобрах есть такая вещь – для
лучшего запуска – разжижение масла бензином. И когда я перегонял эскадрилью
из Кольберга в Гарц, то один из самолетов сел в поле, и когда стали выяснять
что к чему, установили, что техники, столько то раз запускали двигатель все
время с разжижением масла, и масло было в некондиции.
Был такой летчик Маношин. И так вот он приходит домой. Стояли мы тогда в
Гарце. Машка – мне нужна лайковая кожа, гульфик сделать. Та – зачем? Я же
буду на Кобрах летать. У нее вал между ног – чтоб не намотало, что не
понимаешь? Цирки бывают в авиации.
В: Как хорошо и на какие
дальности работала радиосвязь?
Тогда когда я пришел на фронт в 43-м году
на всех самолетах были рации, двухстороння связь и на полную дальность, на
которую мы летали – связь была, на 100 с лишним километров. У меня,
например, под Таллинн летали из Котлов, связь была. Шумов? Нормально
работала, нет, нет. Наши рации стояли. Был техник по связи. Орлов Миша
недавно умер. Мих Мих. В Ленинграде умер, дочки сейчас здесь живут, одна или
две. Инженер по связи полка забыл фамилию – я его встретил в Калининграде.
Высокий, худощавый.
В: Какие типы парашютных
систем использовались и какова была высота безопасного покидания самолета?
У нас купола белые были, а у немцев был
голубой. Я когда сбил немца, который выпрыгнул, видел его парашют… По-моему,
он тогда подбил Петю Максюту - из 2 АЭ 35 ШАП. 200 метров прыгать можно
было, не менее. Как парашюты назывались, не помню…
В: Как управлялись и как
использовались закрылки на режиме взлета?
Закрылки только при посадке.
В: А вот в мемуарах иногда
указывается, что и в бою выпускали, и на взлете…
Не знаю, я такого, никогда не пользовался,
и ни где не читал, чтобы во время воздушных боев выпускать закрылки. Может
предкрылки… Нет, не знаю про закрылки. Только при посадке посадочные щитки.
В: Каково было поведение
неподвижного самолета при даче газа вплоть до полного при заторможенных
колесах?
Когда проверяешь, стоят тормозные колодки.
Вероятности скапотировать не было. Чувствуешь, что хвост задираешь – уберешь
газ, машешь технику – чтобы убрал колодки. Я был лихач, вот Рассихин был
спокойный донельзя, пока все не проверит, не вытянешь, а я раз – и пошел.
В: Какова была
устойчивость самолета на этапе разбега?
Як был устойчив вообще. Як очень
устойчивый самолет был. Взять Як и Ла-5 – Як – для летчика даже
посредственной подготовки – он и пойдет, а вот Лавочкин – он требует
подготовки – то, что я от летчиков слышал.
В: Каковы были штопорные
характеристики самолета (устойчивость к сваливанию, предсрывная тряска,
характер штопора, склонность к плоскому штопору, запаздывание при выводе,
действия органами управления при вводе и выводе из штопора)?
Як вообще и входил хорошо и выходил хорошо
– Як. Вот допустим на МиГах 15-19 – я могу сказать, если он хорошо входил и
выходил в левый штопор, то вот в правый штопор – нужно уметь ввести и нужно
быть готовым к катапультированию.
В: А на Кобрах?
Все дело вот в чем , иной раз для того
чтобы дать полную характеристику, надо испытать самолет в экстремальных
ситуациях, в бою – или\или. Когда ты ведешь учебный бой – этого нет.
Нормально она и входила и выходила из штопора.
А в бою я и на Яках срывался в штопор.
В: Применялся ли штопор
как боевой прием?
Я не могу сказать, может кто и применял,
но… В штопор сваливаешься тогда, когда перетянешь ручку, он раз – ручку
отдашь, штопор кончился.
В: Насколько опасным было
затяжное пикирование на высокой скорости?
Не пользовались этим. Я ни разу не уходил
пикированием, вернее уходил, но я просто пробил облачность и ушел. Патроны
кончились. Мы же на высоте 1000 -1500 бились, некуда там уходить.
В: Как и на каких режимах
(скорость, высота круга, удаление от аэродрома, последовательность и
направления разворотов, моменты выпуска шасси, закрылков, направление
внимания, режим управления винтом) Вы предпочитали производить заход на
посадку в боевых условиях?
В: Так то все как положено, коробочку
строишь, и в порядке взлета садимся. Вот когда шатун оборвался – я на 180
развернулся и сел, только плюхнуться бы, уже масло на морду летит, да вся
одежда в горячем – о какой коробочке можно говорить.
Вот, например я садился на одно колесо. У меня почему то не сработал замок
на выпуск шасси, прилетел (сопровождали илы), стал заходить на посадку, одно
колесо не выходит – давай буду пилотаж делать, стал над аэродромом. Дашь
резко газ, ручку рванешь и шасси выходит. В Паланге у меня тоже такое было.
Шасси не убирались, точнее убирались, но на замки не вставали. А у нас бой
идет! Как только атакую немца – у меня шасси выскакивает. Самолет в воздухе
встает, ну мне ребята по рации, мол, командир, спокойней надо быть, не рви…
А тут делал, делал не получается. Сел, на одной лопасти загиб, я разбил АНО,
крыло целое, законцовку крыла чуть потер, все нормально – выправили винт,
АНО заменили, царапины краской мазнули.
Вот, например мне пришлось снабжать корабли пайком – в 45-46м году
Балтийское море замерзло, наши корабли шли и застряли, горилка кончилась –
Тихомиров, найти корабли. Я сначала полетел на разведку, нашел несколько
кораблей, а потом нужно им продукты – делали так, сухари, такое все в мешки,
три мешка – слева, справа, у летчика на коленях во второй кабине. Подвиснешь
на По-2 – 60-70 км/ч на высоте метр и выбрасываешь эти мешки. Это была зима
45/46 мы стояли в Боденхагене. Вот это была почти «воронья посадка».
В: Как удобнее было сажать
самолет: на две или на три точки?
Могу тебе сказать – в любом случае, если у
тебя нет переднего колеса, носового, то посадка должна быть только на три
точки, это идеальная посадка. А когда кобра – тут нормальная посадка только
на два колеса.
В: А почему на Яке не на 2
колеса?
Нормальная посадка на Яке должна быть
трехточечная, это если летчик плохо делает посадку только. Был случай, я был
инструктором в аэроклубе в Кимрах. Выпустил я летчика в самостоятельный
полет, он сел только на 9м заходе и то остановился только перед рытвиной.
После этого он стал бояться летать и хотел вообще сказать – я больше летать
не буду. Я его уговорил – приходи завтра я тебя выпущу. Кузнецов (или
Яновский) - я разрешаю тебе садиться с недолетом, разрешаю тебе садиться на
колеса, без костыля, то есть я ему даю право от нормального уклониться, вот
он сел с недолетом и почти на два колеса. Сел он. А теперь ему говорю -
поближе к Т садись. Вторую посадку – опять. И еще ему говорю – третью – вот
он делает, точно расчет и на три точки сажает. Миша Матвеев – он был
начлетом в аэроклубе. Он мне – кто летает у тебя. Кузнецов. Как Кузнецов? Да
ты с ума сошел! Ладно! Дать ему еще полеты! И ему дали еще полеты.
А вот перед тем как мне вылетать на МиГе у нас не было 2-штурвальных
самолетов, так мы посадку отрабатывали посадку на Як-11 на колеса. Задание
специально давали летчикам, чтобы они садились на колеса.
В: Когда начиналось
торможение, насколько сильной была склонность самолета к капотированию на
торможении?
Как капотировал Миг я видел. Как
капотировали Яки я не видел. А как капотировали Ил-2 я видел.
МиГ-3 капотировали – это было в Сызрани – видимо из-за недостаточной
подготовки летчика, не тот аэродром, который можно было бы использовать –
снежный покров укатывали плохо, колеса зарывались. Но ни кто не погиб.
Федорук – комэск, у них был, зимой 41/42, к нашему начклуба подходил, просил
летчиков ему отдать. Мы улетели оттуда в июне месяце 42-го. Оттуда я улетел
на УТ-1.
А вот Ил – полный капот получился в 49-м году, толи осенью ранней то ли
поздней весной, решили самолеты Яки и Илы пробовать использовать на бензине
Б-70. А до этого летали на Б-90. И вот значит, Яки не помню, а на Илах
первый вылет решил сделать Барташов такой – замкомандующего. Он прилетел к
нам в Кольберг, сел на Ил-2, выпустили самолет с перекрытым краном масляной
системы, и на взлете винт не перешел на малый шаг, подорвался в воздух, но
скорости не хватило - садился он в топкое место, и скапотировал. Я тогда на
аэродроме был – мы не могли самолет поднять, чтобы его спасли – он там
задохнулся.
В: Какова Ваша
сравнительная оценка эффективности и средний расход боеприпасов различных
пулеметов и пушек по воздушным и наземным целям разных типов?
Не знаю точно.
При хорошем попаданий 1,5 секундной очереди хватало – 8-9 снарядов.
Вот с тем ФВ-190 я его расстреливал вплотную, метров 20-30. А если знаешь,
что сзади кто-то сидит – очередь дал и тикать. Не распускай элероны. А
вообще, стрелять надо уметь, не умеешь, никакого запаса не хватит.
В: На какие дальности
производилась пристрелка оружия и практиковалась ли индивидуальная
пристрелка под требования летчика?
Не могу сказать. Нас летчиков это не
волновало, я только знал о том, что если 0 четвертей - в центре держи, если
скорость большая выносишь на последнее кольцо, если ¼ то на одно.
В: Насколько заметным (в
том числе из кабины) было дульное пламя пулеметов и пушек и затрудняло ли
оно стрельбу днем?
Если стреляешь из обычных ШВАК и УБС пламя
не видать, а вот из 37мм пламя видишь.
В: Не мешало?
Не знаю, вроде нет. И как бы самолет –
толчок у тебя останавливается немножко.
В: Какого цвета были
трассеры и дымовые следы у различных типов оружия и как хорошо они были
заметны?
Белые по-моему и 37мм – тоже по-моему.
Зеленый уже исключается.
В: А у немцев?
То же самое, по-моему белый. С дистанции
нельзя было определить кто стреляет.
В: Насколько сильно
сказывалась отдача оружия различных типов на точности стрельбы?
Не могу ничего насчет этого сказать, не
обращаешь на это внимания.
В: А 37мм?
А там очередь даешь два-три снаряда.
Потому что всего 28 снарядов на эту пушку давали. Ствол выходил из строя
из-за перегрева ствола и разнос шел. 2-3-4 снаряда. И на Кобре тоже самое.
В: По поводу тактики:
Использовалось ли прослушивание радиопереговоров противника непосредственно
в полете?
Не могу сказать. Нет вроде.
В: Практиковалось ли
наземными службами наблюдения предупреждение советских летчиков о появлении
в воздухе наиболее опасных летчиков-асов противника?
Никто не предупреждал об асах.
В: Как часто
использовались истребители для действий по наземным целям (штурмовка,
бомбардировка) в Вашем подразделении?
У меня что-то около десяти штурмовок.
Штурмовки истребителями в основном применялись при операции по снятии
блокады. А так зачем истребителю, главное-то предназначение воздушный бой…
Вот при снятии, штурмовики не вылетали, а нас использовали самостоятельно.
Вот у меня вылет на штурмовку под Ропшей, Нарвского тракта, западнее Нарвы
дело было – Сусанин Женька вел.
А для штурмовиков была очень плохая погода, а если и вылетали – им прикрытие
не нужно было, какой воздушный бой будешь вести на высоте 50 метров – только
смотри, чтобы не врезался в дерево. Вылетали парой, максимум четверкой.
В: Какие типы наземных
целей приходилось атаковать чаще всего?
Наземные войска, автотранспорт, машины,
один раз атаковали колонну танков. По повозкам, штурмуешь шоссе, кто там не
знаешь, штурмуешь.
В: Колонны оборонялись?
Не помню. Там иной раз даже если они
оборонялись – ты не заметишь. Если они и стреляют, ты то вперед идешь.
Вот когда мне пробили руль поворота – я видел трассы, перелетал линию
фронта.
А так очередь дал – и дальше, не будешь же делать круг из-за повозки. Или
когда штурмовали под Кингисеппом – сплошная завеса огня.
В: Как Вы предпочитали
производить атаку воздушных целей (ракурс атаки на разные типы самолетов,
выбор точки прицеливания, дальность открытия огня, выход из атаки)?
Сзади. Сверху, или снизу, с задней
полусферы, на лобовых у меня всего один раз.
Метров 100-50. В этих пределах. Вот когда Петрухина сбили, я стрелял метров
25 было всего. Когда ФВ – метров 30 было, не больше, если я видел, в чем он
одет. А вот последний под Кенигсбергом – здесь я стрелял метров 300,
наверно, было – на Як-9Т.
Постановка боевой задачи. Зима 1945 года. Тихомиров с
парашютом у своего Яка.
В: А как Вы
идентифицировали сбитие?
А это были данные штурмовиков. Сам я не
видел. У нас только подтверждение штурмовиков.
В: Насколько серьезную
опасность, по Вашему мнению, представляли стрелки бомбардировщиков?
Они для меня никакого… я единственное что
я вот не помню, по-моему был или нет стрелок на Ю-87 – был он или нет,
почему-то он в меня не стрелял. Не могу сказать.
Про Хейнкель – не помню, отстреливались ли.
В: Какие маневры помогали
избежать поражения от стрелков?
Не было. Если не стреляли, чего
маневрировать?
В: Какие приемы Вы
использовали для выхода из боя и отрыва от противника?
Отваливаешь и пошел. Иной раз, когда у
меня боезапас кончился и время барражирования закончилась, я в облако и ушел
– отрыв.
В: Поощрялось ли в Вашем
подразделении использование нестандартной, индивидуальной тактики, какова
была Ваша излюбленная тактика, маневры и тактические хитрости?
Не помню никаких. Обычные. Допустим, я был
противник держаться как можно ближе к штурмовикам – противник. Был и до сих
пор остаюсь, я должен иметь свободный маневр. Вот идешь с ним – как бы я не
хотел быть смелым, храбрым, мужественным – жить хочется всем, буду вплотную
– меня собьют и его. А когда я выше и сзади – он мимо меня не пройдет. Пусть
200 летчиков прикрывают один бомбер, но я могу сбить этот бомбардировщик,
сумею, набрал высоту и пошел в пике.
И вот я могу сказать свою тактику – в 45-м году примерно в феврале месяце
стояли мы на Эезеле – была тактическая конференция. И вместо того чтобы
комполка замком полка по летной подготовки, три комэска, Тихомиров делал
доклад – использование И авиации при сопровождении штурмовиков. Штурмовики
меня любили – даже звали.
Как-то дали мне задание – планировался один боевой вылет – удар штурмовой
авиации по базе катеров немцев в Рижском заливе. На восточном берегу. Там
должен ведущим был быть 2ГСС Мазуренко. И планировалось меня поставить – мое
звено – в непосредственное прикрытие Мазуренко. Что б я мог сделать, только
собой прикрыть. Я был противник этого - я истребитель – должен иметь
скорость и маневр. Должен видеть штурмовиков, а быть собаченкой на привязи
это все равно как…
А разные группы… Одна идет вперед и расчищает воздух над кораблями, а потом
подходит группа непосредственного прикрытия метров 300 выше.
В: На какую тактику
делался упор при обучении летчиков-истребителей, как Вы оцениваете уровень
подготовки летных кадров на разных этапах войны?
Может, летчики подготовлены к обычным
полетам, ну а навыки боевые прививаются только в бою. Они все приходили с
нормальной летной подготовкой. Чтобы мы их доучивали – этого не было, они
очень быстро вводились в строй.
Иной раз погибали молодые – Гончарук – я был наверно в отпуске в это время,
он погиб над Церелем, вылетели они на сопровождение – его сбили. Погиб
летчик молодой Хрипунов, он был подбит, садился неудачно на болоте между
Нарвой и Кингисеппом или Веймарном. Погиб и молодой летчик Мандоров – в
Рижском заливе. Его мать старушка к нам в Борки приехала – ищет летчика
рассказать как погиб ее сын…
В: Практиковались ли
вылеты с неполной заправкой для облегчения самолета?
Только полностью. Таких случаев чтобы не
полностью заправили – не было. Не вижу необходимости так облегчать. Вот на
Миг-19 чтобы набрать нужную высоту – сняли часть вооружения, чтобы У-2
перехватить, а на истребителе во время войны – откуда. Может это нужно
войскам ПВО, но мне-то сопровождающему илы – мне нужно горючее, они из
Котлов летали, да под Таллинн.
Вот допустим, когда у ме6ня погиб Дорошенко Коля, вот если б я его не
отпустил из-за малого количества топлива, он может не погиб бы, и я его от
Кунды отпустил, но я его предупредил по радио – ни в коем случае не набирай
высоту – а они набрали высоту. Его сбили над Б.Тютерсом – где-то в этом
районе. И я был удивлен, для меня… Я когда прилетел, такой вылет был, что….
Трудно себе представить. Вот шла пятерка Батиевского, восьмеркой я
прикрываю, сзади идет пятерка Банифатова, его прикрывает, Марков восьмеркой.
Я Батиевскому – давай. У меня над целью сбивают Симутенко, но я горбатых
всех привел. И возвращаемся домой, я слышу, что 3-ю эскадрилью и Банифатова
«раздевают», но я не могу бросить своих, и у меня ведомого нет. Вылез из
самолета, подходит механик, - докладывает – Дорошенко сбит, Круглов сбит… а
что Круглов – тоже якобы сбит. Я сразу 2х истребителй потерял, а там
по-моему истребителей потеряли, раздели штурмовиков, такая неслетанная
группа была у Маркова – сам Марков тогда – стали делать ротацию стали
присылать с ДВ, появилась мания обиды у дальневосточников – все думали война
это прогулка, что ордена это так себе…
У нас был летчик такой Ларионов, так вот он учинил дебош с этими, с
бабенками, и решили его так сказать наказать – офицерское собрание, тогда
уже было, и Тихомиров решил выступить - у нас были кителя где ордена, и
просто х\б и ворот всегда расстегнут. И после меня стал выступать Марков –
вот, пуговицы не чищены, расстегнут, не брит… А Голосов Иван – подожди,
Марков, тебе немцы самому ворот застегнут. А Марков с женой приехал, как
Волочнев. Такой комэск который не имел боевого опыта – его комэском нельзя,
у него и замом был Лучинский – тоже не имел опыта и вот они повели эту самую
восьмерку.
В: Перенимали ли советские
пилоты какие-либо тактические приёмы у немецких или союзнических пилотов?
Не знаю, я не могу ответить на этот
вопрос. На свободную охоту я не летал, немцы летали, и Кожедуб и Покрышкин
летали – все зависит от того, какое назначение. А у нас одна тактика была –
прикрыть.
В: Соответствует ли истине
утверждение о том, что ведущий, потерявший своего ведомого, сам переходил в
ведомые?
???. Если он в прошлом боевом вылете летел
ведущим, то в следующем вылете он может и ведомым. Представьте себе, что
нужно сформировать восьмерку – летчиков нету… когда меня вводили в строй я
был ведомым у старшего летчика – а должность у меня была ком звена. Вот
Гапонов – его взяли ведомым к замкомандира АП. А свободного летчика – почему
не взять. Я – замкомэск, а полетел ведомым у КАП. Это от наличия летного
состава, а не из-за того, что он потерял ведомого, он ведь не мог защитить
ведомого. Я знаю, что комэсков сажали и стрелком радистом.
В: Штурмовики?
Да. Наказание
В: За что?
Тогда когда наши две группы штурмовиков
ударили по нашим кораблям в районе банки Вигрунд. Конечно, попали – как
одного, так и другого тут же сняли с должности и пообещали посадить
стрелками-радистами – набираться опыта, сидеть задом к летчикам. Из-за этого
обоих не представили к ГСС, хотя один из них имел 120 бв (Пал Палыч
Бондаренко, вроде из 7 гшап). Или Сашка Пилясов – тоже около 80 бв.
На кораблях были повреждения. Опять ведь Тихомиров был замешан в этом: вдруг
сообщают, что идет морской бой в районе б. Вигрунд. Немедленно на разведку –
а штурмовикам готовиться на вылет. Я полетел, кажется, с Гапоновым – нашли
мы немецкие корабли, уже боя не было – они отошли от б. Вигрунд, я сообщил
место нахождения и скорость и сообщил «ударной аваиции работать невозможно –
видимости нету – только под собой можно видеть». Прилетаю на аэ – штурмовики
уже пошли – АЭ Пилясова и АЭ Пал Палыча (он умер в Ростове) и они ударили по
своим кораблям.
Мною тогда не интересовались, потому что радисты записали данные – где
корабли и погодные условия. Если не умеешь быть командиром как летчиком,
давай будешь стрелком-радистом - сидеть к летчику задом. Было это
приблизительно в июне-июле месяце 44-го года.
В: Так, ветерана зовут
Володченко Петр Леонидович, он был флотским летчиком-истребителем, прошел
финскую, ВОВ и японскую кампанию. Выпускник Ейского училища, служил сначала
в 13ИАП, потом в 31 ИАП КБФ. Слышал ли о таком?
Не знаю, не слышал.
В 13-м полку был Голосенко, преподавал в академии высокий стройный мужчина.
В: ШКАСы действительно
были "бесполезным" оружием?
Шкас конечно это большая скорострельность,
но калибр сам по себе… и дальность стрельбы… и не случайно их заменили, у
меня их не было.
В: Какие двигатели стояли
на истребителях Як-7Б - М-105ПА или М-105ПФ?
По-моему ПА. ПФ появились я думаю, у нас в
полку, если память не изменяет, я могу ошибиться, что мы летом 44-го года
получили несколько самолетов – как раз ПФ, но он шел как двойной наддув.
Несколько Як-9. Такие самолеты были.
В: Они были лучше?
Я на них, по-моему, не летал, или забыл.
В: Самая большая высота на
которой пришлось вести бой? На каких высотах бои велись в основном?
Самая большая высота – это 1000 метров,
больше – может до 1,5 и то, это бой был, когда над переправой, юнкерсов
гоняли, да бой который вел я над Карельским перешейком когда наши войска
освобождали Выборг.
Не было никакой надобности вести бои на большой высоте.
В: Как оцениваете Як-7Б по
сравнению с Як-9 (общее впечатление - какой лучше, какой хуже, опять-таки
скорость, динамику разгона, скорость крена, горизонтальную и вертикальную
маневренность, и обязательно вооружение - 20мм ШВАК+2х12,7 УБС на Як-7Б
против 20мм+12,7 мм или 37 мм+12,7 на Як-9)? Да и вообще, хватало ли
мощности вооружения для надежного поражения самолетов противника?
Считаю, они в управлении были одинаковые,
я различий не видел. Вот Т - тяжелый и на посадке и на маневрах, тяжеловат.
А те все были одинаковые. Может, отличались самолеты – это самолеты Як-9ДД.
Но у нас их не было.
В: А у вас были Як-9 или
Як-9Д?
Не помню. Як-9ДД может, были в 21-м полку
и в 15-м полку. Почему? 15-й вел разведку, он летал даже из Ленинграда и до
Таллина – вот Шапкин ГСС он получил за фото противолодочной сети у Таллина.
21-й прикрывали минно-торпедную авиацию – далеко ходили, а нам они были не
нужны, прикрывали штурмовики.
В: А Як-3? На боевые
летали?
Я не летал. Беляев летал, а еще Слепенков.
В: По той же схеме (общее
впечатление - какой лучше, какой хуже, опять-таки скорость, динамику
разгона, скорость крена, горизонтальную и вертикальную маневренность, и
обязательно вооружение) сравнить Як-7А, Як-7Б и Як-9 с истребителями
противника - Ме-109Г и ФВ-190? В чем наши самолёты уступали, в чем
превосходили?
В частности, наши самолеты не уступали.
Все зависит иной раз, ведь кроме матчасти должна быть голова у летчика. Я
считаю, что допустим, если учитывать вернее Лавочкин и наш Як – Як на малых
высотах, Лавочкин на больших высотах, и немецкие самолеты, если определить
их данные. Я думаю, были равные данные.
У них мессершмитт был сильнее, чем ФВ, потому что по воздушным боям,
маневренным боям у мессера была маневренность лучше.
В: Мессершмитт против Як.
По воспоминаниям летчиков не складывается единой и простой картины какой был
маневренней. Один утверждает - Як, другой – Мессер.
Оба могут быть правы. Кто как. Вот для
меня сложнее было вести бой со 109-м и легче с фоке-вульфом. Каждый
по-своему судит.
В: Какие прицелы стояли на
Ваших истребителях - коллиматорные или ВВ (кольца нарисованные на лобовом
стекле)? Как оцениваете точность этих прицелов?
Коллиматорные. Нормально прицеливаться
было.
В: Общее впечатление от
истребителей Яковлева - любил или не любил, были на уровне или "дровами"?
Могу сказать одно, что Яковлев – это
отличный самолет, это труженик был во время войны, это простой самолет был,
а по ттд он не уступал.
В: А если бы предложили –
выбирай машину?
Только «Як». Вот такое мнение мое.
В: Какие бы качества
(положительное или отрицательное, или то и другое) у "яков" отметили бы
особо?
Ничего отрицательного в нем не вижу. Те,
боевые задачи Як выполнял – устраивал, высоты мне не требуется, вооружение –
крупное нужно по наземным войскам, бомбардировщикам, а при сопровождении…
Самолет и самолет. Самое сильное – простота этого самолета. Это
посредственная подготовка летчика, а вот Лавочкин – уже нет.
Ведь в свое время Миг был лучшим самолетом и недаром этот МиГ был на
вооружении ПВО, Яковлевых не было в ПВО, были, но не в таком количестве как
МиГ. У него преимущество – и скорость и высота. Як с ним не мог
конкурировать.
Для Лавочкина летчики требуются приличные – если только при посадке дать
ручку резко на себя – фюзеляж ломается. Так и Миг – скорость, высота, но
требуется летчик и аэродром. А так все почти били самолеты – сержанты (в
Сызрани). И не даром этот Федорук говорил – нач. аэроклуба – отдай мне своих
летчиков – переучу их. Потому что у нас у всех… были летчики… забыл фамилию
Емельянов был… - вот их надо было только держать на По-2.
В: Удавалось ли пилотам в
действительности сбивать открытое пламя скольжением?
У Беляева только пожар был – когда он
горел – но как он сбивал, не знаю.
В: Как влияли перегрузки
на работу с прицелом и точность стрельбы?
Думаю, что на большой скорости я хватанул
ручку – у меня отключалось зрение, мурашки, а так – перегрузки они не
сказываются, вот на пилотаже как хватанешь, а потом отпустишь…
В: Как часто боевые
повреждения давали о себе знать во время посадки:
Невыход шасси, прострелы пневматиков.
Невыход, или несимметричный выход закрылков.
Отказы тормозных систем.
У меня не было. У других все нормально
было более-менее. Один раз я сажал на одно колесео. Как-то посадку делал на
живот, - двигатель отказал на Эзеле и я сел. Зимой. После отремонтировали и
летал.
В: Использовались ли
кодовые слова для радиопереговоров, какие, в каких случаях?
Открытым текстом. Никакого кода не было.
В: Как часто приходилось
нарушать РЛЭ? По каким пунктам преимущественно?
Разве немец спрашивал – ты по инструкции
летаешь или нет? А что касается… ну вот если так – нарушать. Вот когда
операция была под Ленинградом – на 50 метров вылетали на штурмовку. Какими
наставлениями было вылетать парой на 50 метров на штурмовку?
В: Для каких боевых задач
Яки подходили лучше других истребителей? Для каких - хуже?
Я хотел бы быть свободным охотником… Для
выполнения боевых задач не выше 2-3 тыс метров, где можно использовать его
максимальные возможности.
В: Еще вопрос, не совсем
технический, но все же: Как относились политорганы и командование к
эпизодам, когда не стали сбивать противника, хотя и могли?
Да пусть идет. Меня будут ругать и могут
так сказать раздеть, если в это время собьют ила. Приоритет за штурмовиками.
А во время обычного боя – либо я либо он. Уклониться в обычном бою – на
выбор летчика.
Может, я и маху дал, может, и остался инстинкт самосохранения. Вот 8 мая,
45-го года, возвращаемся с боевого задания и Тихомиров видит как с аэродрома
Борнхольм взлетают транспортные самолеты. Я могу атаковать, война не
кончилась, увеличить свой боевой счет, но могу ли я быть гарантированным от
того, что не появится один истребитель и собьет штурмовик. Тут начнется
самое интересное - Где был Тихомиров? Ах, он погнался за увеличением личного
счета, наград еще захотелось? Поэтому, мы истребители, не отвлекались. Вот
2ГСС Попков, он пишет – это очень сложная задача прикрывать штурмовиков для
истребителей.
Летная книжка В.А.Тихомирова
Май 2006