Рассказ
флагманского стрелка-радиста Пе-2
Записал и
подготовил к публикации Александр Валяев-Зайцев
Рассказанные факты имели место
более 50 лет назад, многое уже стерлось из памяти,
так что в рассказе могут быть неточности.
Г.Коган
Я, Гирш Хаймович Коган, родился в
1921 году в городе Кашин Тверской области, был призван в армию в
1939г. и направлен на обучение в школу воздушных стрелков-радистов в
город Старая Русса. Обучение проводилось по ускоренной программе –
вместо предусмотренного года - 6 месяцев: ноябрь 1939г. - май 1940г.
По окончании школы был направлен в 137 авиаполк на самолетах СБ.
Гирш Коган –
курсант школы воздушных стрелков-радистов.
Зима 1939-40г.г.
В мае 1941 поступил учиться в
Харьковское Военно-авиационное училище связи (ХВАУС) на отделение
начальников связи авиаэскадрилий, они же флагманские
стрелки-радисты. Обучение шло по ускоренной программе: один год
вместо двух. ХВАУС располагался на окраине Харькова на Павловом
поле. В августе 1941 года училище эвакуировали в г.Коканд (Уз.ССР).
В ХВАУСе среди прочих
преподавались:
- штурманская подготовка
- радиотехника
- топография
- метеорология
- азбука Морзе - прием на слух и передача ключом
- материальная часть самолетных радиостанций
- основы воздушной стрельбы
- материальная часть самолетного вооружения
- основы бомбометания
- тактика
- политическая подготовка.
По окончании училища в мае 1942
года мне было присвоено звание младшего лейтенанта, и я сразу же был
направлен на должность начальника связи 763-го авиаполка ночных
бомбардировщиков У-2 на Крымский фронт.
Аэродромы базирования полка:
станицы Варениковская, Крымская, Славянская Краснодарского края.
Полк ночных бомбардировщиков У-2, в котором я был начальником связи,
наносил бомбовые удары по целям в прифронтовой полосе: окопы и
траншеи противника. Радиостанции на У-2 не устанавливались.
В связи с понесенными большими
потерями в июле 1942 года полк был расформирован.
В августе 1942 года я прибыл на
должность начальника связи авиаэскадрильи/флагманского
стрелка-радиста в 527-й ББП - полк пикирующих бомбардировщиков Пе-2.
Полк в это время вел боевые действия на Калининском фронте и
базировался на аэродромах возле сел Будово и Выдропужск, личный
состав жил в помещении школ.
Удостоверение
личности из 527 ББАП
Полк наносил бомбовые удары по
скоплению живой сил противника в населенных пунктах, по скоплению
танков, по ж/д эшелонам, мостам и переправам, по аэродромам
противника, по силам противника, которые окружали партизан.
Наш полк летал на Пе-2 казанского
завода. Для восполнения потерь в самолетах летный состав
периодически вылетал в Казань. Пе-2 иркутского завода летным
составом оценивались выше. В "иркутянках" летчик (пилот) ценил более
легкое управление, чем в Пе-2 Казанского завода.
В нашем полку Пе-2 зимой на лыжи
не ставились и зимний камуфляж на самолеты не наносился. На стоянках
самолеты камуфлировались чаще всего ветками деревьев. И зимой и
летом самолет изнутри имел цвет дюралюминия – серебристый, т.е. не
красился.
Если плоскости в воздушном бою или
от зенитного огня сильно повреждались, то их заменяли, что случалось
весьма редко.
Внешняя подвеска фугасных авиабомб
(ФАБ) использовалась для поражения точечных целей.
Типы бомб: ФАБ-100, ФАБ-250, ФАБ-500.
В начале войны бомбометание чаще проводилось с горизонтального
полета. В последний год войны по точечным целям бомбили с
пикирования звеньями.
По документам ЦАМО
пикирование стало применяться только в 1945 году, да и то
максимальное количество вылетов с пикирования – 19 из 292
боевых вылетов. ЦАМО, Ф.96 ГвБАСКП, Оп. 245594с, Д.1, Л.
189-191 (Здесь и далее примечания А.Валяева-Зайцева). |
Оборонительное вооружение Пе-2:
- 2 пулемета Березина 12мм в плоскостях с обстрелом вперед
- пулемет Березина у штурмана
- пулеметы ШКАС и Березина в кабине радиста.
- 10 противосамолетных гранат АГ-2.
Гранаты АГ-2 использовали в воздушном бою при атаках истребителей
противника с задней полусферы, разрывы наблюдались в 20-30 метрах за
самолетом и на 5 метров ниже. Этого было достаточно, что бы
противник отворачивал в сторону. В нашем полку РС-82, направленные
назад, не устанавливались.
У стрелка-радиста в кабине был
пулемет ШКАС на шкворневой установке для стрельбы в верхней
полусфере, крупнокалиберный пулемет Березина Б-12 для защиты нижней
полусферы и 10 авиационных гранат. В отношении управления
оборонительным вооружением кабина воздушного стрелка была удобнее,
чем кабина штурмана.
При атаках немецких истребителей
"в хвост" Пе-2 случай подбития вражеского самолета через киль вполне
мог иметь место. Например, стрелок-радист Арменак Карменукян сбил
через киль немецкий истребитель Мессершмитт. (А.Карменукян жив и
проживает в селе Крым, около Ростова-на-Дону ). Но в моем полку
таких случаев не было.
В начале войны полк состоял из
3-х, а с начала 43г. - из 4-х эскадрилий. В каждой эскадрилье было 3
основных звена по 3 Пе-2 в звене.
В 527 ББАП я пробыл до ноября 1942
года, когда полк был расформирован, а моя 3-я эскадрилья в полном
составе с материальной частью была передана в 99 БАП 301 БАД 3БАК.
По документам ЦАМО: 527
ББАП был расформирован 15.5.1943г. 99 ББАП получил 3-ю
эскадрилью 527 ББАПа 11.4.1943г. ЦАМО, Ф.96 ГвБАСКП, Оп.
518887с, Д.1. 17 июня 1943 года Приказом НКО СССР №234 99
БАП был преобразован в 96 ГвБАП. |
С 96-ым Гвардейским
Бомбардировочным Сталинградским Авиационным Краснознаменным полком я
прошел от Курской дуги до Берлина.
Боевое знамя
96ГвБАСКП
Боевой путь 96
Гвардейского Бомбардировочного Авиационного
Сталинградского Краснознаменного ордена Кутузова Полка
В 1943 году три четверти потерь в
нашем полке были от истребителей. Остальное - от зенитной
артиллерии. Небоевые потери - один экипаж погиб при взлете,
взорвавшись на оторвавшейся бомбе. Пика потерь не было.
За годы войны полк почти полностью обновил летный состав. В
воздушных боях в кабинах самолета иногда убивало штурмана, иногда
стрелка-радиста. Если убивало пилота, самолет терял управление и
разбивался.
За время войны на моей памяти было
два случая сумасшествия: в 1942г. старшина Рыжков вышел перед строем
и, сказав "Простите товарищи", застрелился. В 1943г. адъютант
эскадрильи Потапенко сошел с ума, пытался застрелить несколько
человек в общежитии, после чего покончил с собой.
Про Потапенко
подтверждается, ЦАМО, Ф.96 ГвБАСКП, Оп. 245859с, Д.10, Л.129 |
Отказы мат. части бывали. При
каждом вылете всегда назначались запасные экипажи, которые в случае
отказа матчасти какого-либо самолета при взлете сразу же заменяли
его.
Удостоверение
личности из 96 ГвБАП
Сам я был ранен на Курской дуге в
1943 году 9 июля. В этом бою погиб мой командир – командир звена
мл.лейтенант Васильев Виктор Александрович и штурман - мл.
лейтенанат Баламут Владимир Филиппович, а мне удалось выпрыгнуть с
парашютом.
Район населенного пункта
Соборовка Орловской области. ЦАМО, ЦАМО, Ф.96 ГвБАСКП, Оп.
245859с, Д.10, Л.40. |
Ранение было тяжелое, с июля по
октябрь лечился в госпитале в городе Липецк, а с октября 1943г. по
март 1944г. в Центральном Авиационном Госпитале в Москве. После
излечения вернулся в свой полк, стал летать в экипаже с командиром
эскадрильи Николаем Гусевым и штурманом эскадрильи Никитой Саржиным.
Во время полета моей задачей как
флагманского стрелка-радиста было обеспечение связи со своим
аэродромом и истребителями прикрытия.
В нашем полку санатория для отдыха
не было. Была медсанчасть. Медицинское обслуживание проводилось
санчастью полка.
В основном летный состав состоял из летчиков и штурманов 1 и 2
класса. Документы, как правило, в полеты не брали. Награды носили
постоянно.
Подтверждается наличием в
ЦАМО актов об отсутствии в личных вещах погибших орденов и
медалей. |
Летный состав питался по 5 норме
всю войну, кроме периодов, когда он отправлялся в тыл, в Казань, где
переводился на питание по тыловой норме. Как правило, в дни боевых
вылетов выдавался шоколад. Обычно в день полетов к фронтовым 100гр.
на ужин доставали добавочно разными путями еще водки.
Начальник связи эскадрильи получал
оклад 1200 рублей, офицерское обмундирование для повседневной носки
с сапогами и летное обмундирование. Офицерское обмундирование и
погоны выдавались бесплатно сроком на два года. Зимой летали в
зимних меховых комбинезонах и унтах, летом - в летних и сапогах. В
конце войны выдали кожаные куртки для повседневной носки. Личное
оружие летного состава - пистолеты ТТ. Трофейный браунинг точно был
у командира полка Якобсона.
Обычно полк стоял на удалении от
15 до 30 км от линии фронта. Количество вылетов часто
регламентировалось погодой. Обычно 1-2 вылета в день, редко 3.
В начале войны за сбитый самолет
выдавали по 25 рублей. Факт сбития подтверждался всеми членами
своего и соседних экипажей. Денежные выплаты за сбитые самолеты
отменили еще в 42 году. В последующие годы за сбитые самолеты
представляли к награде боевыми орденами.
СМЕРШ держал под особым
наблюдением тех из летного состава, кому удалось бежать из плена.
Вернувшихся из плена в полк СМЕРШ к полетам не допускал. В полку был
только один случай, когда вернувшегося летчика Михаила
Воскресенского допустили к полетам, т.к. он из плена сразу бежал,
попал в партизанский отряд, где и сражался до возвращения на
"Большую землю".
Замполит ежедневно проводил с
личным составом политинформации. Обычно замполиты не летали. В нашей
эскадрилье 527 ББАПа замполит Василий Петрович Горб летал. Я был в
его экипаже. В.П.Горб переведен в разведывательный полк. Погиб в
1943г.
У нас в Израиле в честь 23 февраля
показали "Хронику пикирующего бомбардировщика" фильм, который словно
рассказывает о моем полке. Кстати, консультантом там был командир
527ББАПа Ампилов. Он один из трех моих командиров - Егоров, Ампилов,
Якобсон.
Это мой самолет, на
нем я летал с момента возвращения в часть после ранения и до конца
войны. Помимо бортового номера 23 других отличий не было. Ни зимой,
ни летом самолет не перекрашивался, фюзеляж внутри был не окрашен.
На фотографии -
экипаж Пе-2 с бортовым номером 23, слева направо:
Николай Гусев, Никита Саржин и Гирш Коган.
За годы войны Коган Гирш Хаймович
был награжден орденом Красного знамени, двумя орденами Красной
звезды. Воевал на Крымском, Калининском, Брянском, Центральном и
1Беларусском фронтах.
В августе 1946 Гирш Коган был
направлен на учебу в Ленинградскую военно-воздушную инженерную
академию (ЛКВВИА), которую закончил в 1953 г. и более как член
экипажа, не летал.
Приложения
Приложение 1
Секретно №1
Выписка из приказа 16 Воздушной Армии
10 июля 1944г. №017 Действующая армия
В соответствии с Постановлением
Государственного Комитета Обороны Союза ССР №1251 от 7 февраля
1942г. и указа Президиума Верховного Совета СССР от 24 июля 1943г.
«О порядке присвоения воинских званий военнослужащим Красной Армии»
- нижепоименованному офицерскому составу действующей Красной Армии –
присвоить очередные воинские звания:
СТАРШИЙ ЛЕЙТЕНАНТ
…
22. Гвардии лейтенанту КОГАН Гирше Хаймовичу – начальнику связи
эскадрильи 96 Гвардейского Бомбардировочного Авиационного
Сталинградского Краснознаменного Полка.
….
Командующий 16 Воздушной Армией
Генерал-полковник авиации РУДЕНКО
Начальник штаба 16 Воздушной Армией Генерал-майор авиации БРАЙКО
Верно: начальник отделения кадров
301 БАГД майор САФОНОВ
Приложение 2
Командир 96 ГБАСКП Секретно
Гвардии полковник ЯКОБСОН Ю.А.
18 марта 1945г.
Действующая армия
Командиру 301 Бомбардировочной Авиационной Гомельской Ордена
Кутузова Дивизии
РАПОРТ
Ходатайствую о выплате денежного
вознаграждения летному составу 96 ГБАСКП за 30 успешных боевых
вылетов согласно приказа НКО №284 от 8.10.1943г.
№ |
Занимаемая должность,
воинское звание |
Фамилия, Имя, Отчество |
Вознаграждение дается |
Уничтожено |
Подтверждается фотопланшетами |
... |
... |
... |
... |
... |
... |
19 |
Начальник связи АЭ, Старший
лейтенант |
КОГАН Гирш Хаймович |
с 5.5.43г. по 1.9.43г. за 5
боевых вылетов и с 1.9.43г. по 28.2 45г. за 25 боевых
вылетов |
Жилых домов 46, зданий 13,
построек 23,автомашин 56, огневых точек 7, артпозиций 5,
ходов сообщений 3, земляных сооружений 6, убежищ 1, складов
с боеприпасами 2, деревянный мост 1, вагонов 65,
железнодорожное полотно в 23 местах, пакгаузов 2,
повреждение шоссе в 4 местах, разрушено 3 цеха ПВРЗ. |
Схемы: 229, 68, 71, 22, 29, 66,
108-113, 115, 153, 159, 160, 162, 180, 170-172, 55-58, 184, 185,
187, 191, 75, 97, 32, 33, 34 |
Командир 96 Гвардейского Бомбардировочного Авиационного
Сталинградского Краснознаменного Полка полковник ЯКОБСОН
Ф. 96 ГБАП, оп. 245594с, д. 1, л. 85
Приложение 3
Секретно
ПРИКАЗ
301 Бомбардировочная
Авиационная Гомельская
Ордена Кутузова Дивизия
25 марта 1945г Действующая армия
СОДЕРЖАНИЕ: О выплате денежного
вознаграждения за совершенные успешные боевые вылеты.
В соответствии с приказом НКО №294
от 8 октября 1943р раздел XII-XIII и директивы Заместителя
Командующего ВВС КА и Финуправления ОК от 15.1.44г. за №1/457 –
личный состав Гвардейского Бомбардировочного Авиационного
Краснознаменного Полка за успешные боевые вылеты выплатить денежное
вознаграждение:
...
19. Начальнику связи АЭ Гвардии старшему
лейтенанту КОГАН Гиршу Хаймовичу с 5.5.43г. по 1.9.43г. за 5 боевых
вылетов и с 1.9.43г. за 25 боевых вылетов.
...
Начальнику финотделения БАО
обеспечить выплату денежного вознаграждения.
Основание: Оперативные документы и
фотопланшеты штаба полка и рапорт командира 96 ГБАСКП от 18.3.1945г.
Командир 301 БАГОКД полковник
ФЕДОРЕНКО
Начальник штаба 301 БАГОКД полковник КУЗЬМИН
Ф. 96 ГБАП, оп. 245594с, д. 1, л.
85
Приложение 4
ВСЕМ СМЕРТЯМ НАЗЛО...
Наш гвардейский Сталинградский авиационный бомбардировочный полк в
составе Центрального фронта принимал участие в сражении на Курской
дуге. Мы стояли на полевом аэродроме под городом Елец. Рано утром 9
июля 1943 года было получено боевое задание - бомбить танковые
колонны немцев в районе Поныри-Прохоровка, где в это время
разразилось грандиозное танковое сражение.
Я был начальником связи авиаэскадрильи и флагманским
стрелком-радистом. По сигналу ракеты мы взлетели и в боевом порядке
направились к цели. Преодолев зону зенитного огня, мы, пикируя,
бомбили вражеские танки, а затем взяли курс на свой аэродром.
На подлете к линии фронта нас атаковала большая группа "Мессеров".
Они отвлекли наших истребителей прикрытия, и мы остались один на
один с врагами. Силы были неравными, оторваться от немецких
самолетов мы не могли. Немцам удалось сбить несколько наших
бомбардировщиков. Пара "Мессеров" взяла наш экипаж в "клещи" и
прошила самолет очередью из пушек. Осколки разрывного снаряда
вонзились в мою руку, в кабине заполыхал огонь. По переговорному
устройству я закричал командиру: "Горим, горим!", но в ответ услышал
только предсмертные стоны. Пламя нестерпимо жгло лицо и руки.
Самолет стал рассыпаться, и я с трудом выбросился из него. Чтобы
меня не накрыло, горящими обломками самолета, я раскрыл парашют
только после того, как пролетел несколько сот метров в свободном
падении.
Когда раскрылся купол парашюта и я стал плавно спускаться, первое,
что увидел, был немецкий истребитель, летевший прямо на меня и
стрелявший из пушек. Превозмогая боль, я с трудом подтянул стропы,
"погасил" парашют и стал быстро приближаться к земле. Попав в
облачность, я ушел от "Мессера",
Где-то на высоте тысячу метров я увидел колоны танков, двигающихся
навстречу друг другу. Из пушек вырывалось пламя, все вокруг было
окутано дымом и густой пылью. Определить, где наши, а где противник,
не представлялось возможным. Выбросился я из самолета над линией
фронта, но ветер относил меня с большой скоростью на юго-восток.
Наконец, я приземлился, с трудом отстегнул парашют и быстро отполз
от него, чтобы меня не накрыло минами.
Вдруг я увидел бегущих ко мне трех солдат в танкистских куртках с
автоматами наперевес. Приблизившись ко мне, они закричали: "Хенде
хох!". А я, разглядев на них советскую форму, выбросил пистолет, из
которого готов был застрелиться, и заорал от радости: "Я свой,
свой!", Один из танкистов рванул меня за ворот комбинезона и
разглядел мою форму. Подбежавшие санитары уложили меня на
плащ-палатку и по ходам сообщения отнесли в полевой медсанбат, а к
вечеру всех раненых отвезли в санитарный поезд.
В боевой сводке о потерях наш экипаж был назван полностью погибшим.
А я выжил "всем смертям назло". После лечения вернулся в родной полк
и закончил войну в Берлине.
(Из книги «И дольше века длится день…» STARLIGHT, Тель-Авив, 2000г.)
Декабрь 2004 г.
|