Мы многое не можем объяснить в окружающем нас мире. Да,
наверное, это и ненужно объяснять... Просто есть что-то, что выше нас...
Просто солдат вернулся домой, вернулся к своей матери на народную землю. Не
зря на памятнике у Кузьмы Алексеевича Чупрова последней строчкой начертаны
слова: «...Мама, я вернулся...».
В семье Кузьмы Чупрова сохранилось несколько его писем, отправленных из
армии. По ним можно проследить географию его пути на фронт: сначала город
Ишим, потом Магнитогорск, в апреле 1943 года письма приходили из Троицкой
военной школы авиамехаников вооружения, последние, наверное, самые искренние
и печальные, уже из полка:
«...Здравствуйте, дорогие мои мамочка, Наташенька, Зиночка! С горячим
приветом Кузьма Чупров. Решил написать Вам сегодня письмо, хотя не знаю,
когда дождусь от Вас ответа. Мама, сообщите мне, получили ли Вы или нет мои
фото и доверенность, которые выслал Вам еще из Ишима. Мама, вышлите мне
денег, а то мы через полтора месяца едем на стажировку в часть, то есть на
практику. Вы наверное, догадываетесь, что я имею в виду. Вы писали: каждый
день слышите, как летают самолеты и стреляют, то есть тоже готовятся к
будущей большой практике. Вот и мы так же будем летать и стрелять. Пока все
у меня. Будьте здоровы, родные мои! До свидания. Кузьма Чупров. ПП 21317с 10
апреля 1943 года. Пишите, прошу Вас, письма чаще!...».
«...20 июня 1943 года. Здравствуйте, дорогие мои – мамочка, Наташенька и
Зиночка! Если бы Вы знали, как я хотел бы Вас увидеть, обнять и расцеловать!
Как мало порой мы уделяем, друг другу внимания в обычное, мирное время, и
как все обостряется, все человеческие чувства, когда ты постоянно в
опасности. Простите меня за философию, но об этом я частенько сейчас думаю.
Пишу письмо с места, куда мы прилетели на практику. От фронта сейчас
нахожусь в ... километрах (вымарано военной цензурой). На задание пока не
летаем, командир части решил нас доучивать, так что будем стрелять пока в
тире, набираясь фронтовой мудрости. Обо мне не беспокойтесь, живем мы не
плохо. О питании и говорить не стану: оно отличное, и много еды даже
остается. А живем не в казарме, а по домам. Обмундирование выдано
дополнительно, но сапог не досталось. Что ж, и без них обойдемся. Пока все,
родные мои. До свидания. Чупров Кузьма Алексеевич. Мой адрес: полевая почта
42180...».
До последнего боевого вылета, из которого самолет Кузьмы Чупрова не
вернулся, оставался месяц с небольшим...
22 июля 1943 года началась Синявинская наступательная операция, в которой
штурмовой авиаполк в котором служил Кузьма Алексеевич Чупров, принял самое
непосредственное участие... Началась «мясорубка»... Ежедневные вылеты на
штурмовку вражеских позиций, атаки немецких истребителей, страшный огонь с
земли зенитных орудий и гибель товарищей.
Когда мы вернулись из Новосибирска, нас ждали документы Центрального Архива
Министерства Обороны, которые по нашей просьбе выписал наш друг и
коллега-поисковик из Москвы Сергей Сердюк. Он пытался найти оперативные
сводки тех истребительных полков 269-й истребительной авиадивизии 14-й
воздушной армии, которые прикрывали в июле 1943 года штурмовиков 281-й
штурмовой дивизии. Так как именно там мы надеялись найти упоминания о
таране. Каково же было наше удивление, когда мы узнали, что оперативных
сводок дивизии нет на хранении в ЦАМО, точнее они есть, но начинаются только
с 1944 года.
По трем полкам дивизии удалось найти только оперативную сводку
254-го истребительного авиаполка, в которой говорилось, что в этот день 27
июля 1943 года они выполняли задачи по разведке войск противника и
непосредственным прикрытием сопровождали на фотографирование самолет Пе-2.
Оперативной сводки по 845-му истребительному полку вообще найти не удалось.
А вот по 287-му истребительному авиаполку удалось разыскать отчет о боевой
работе полка за июль месяц 1943 года, в котором за 27 июля 1943 года было
записано: «...в период 17.28-18.30 три самолета Як-1б под командой ст.
лейтенанта Борисова сопровождали 2 самолета Ил-2 на свободный поиск наземных
целей в район Бородулино. Встретили 7 истребителей противника 6
Фокке-Вульф-190 и 1 МЕ-110, которые атаковали наших истребителей...». И
самое главное, ни слова о судьбе экипажей двух Ил-2, которые они
прикрывали...
Оперативная сводка штаба 14-й воздушной армии почти ни чего нового нам не
дала, кроме уточнения времени гибели экипажей из чего можно было сделать
вывод, о том, что действительно в этом бою самолеты штурмовики прикрывались
истребителями 287 ИАП.
«...Оперсводка № 415 ОГ штаба 14 ВА д.Койчала к 22.00 27.07.43 г.
1. 14 Воздушная Армия в течение дня 27.07.43 г. выполняла задачи:...
б) Парами охотников Ил-2 уничтожала склады, железнодорожный и автотранспорт
и живую силу противника по дорогам: Мга, Шапки; Шапки, Любань....
Свои потери: сбит ЗА – 1 Ил-2; не возвратились с боевого задания 2 Ил-2. ...
3. 281 ШАД бомбардировочно-штурмовыми действиями групп по 4 Ил-2 под
прикрытием истребителей уничтожала огневые средства и живую силу противника,
разрушала оборонительные сооружения в районе: безымянной высоты 1-1,5 км
юго-западнее Поречье. Парами охотников Ил-2 не допускала подхода резервов
противника с направлений: Тосно, Шапки; Любань, Шапки. ...
Потери противника: Взорван склад с боеприпасами, подавлен огонь и частично
уничтожено до 13 орудий разного калибра, 14 минометов. Уничтожено до 100
солдат.
Свои потери: Сбит огнем ЗА 1 Ил-2 (летчик лейтенант Максимов, стрелок –
сержант Чупров), не возвратились с боевого задания 2 Ил-2 (летчики: Ляпин,
Рукавишников).
При выполнении боевого задания методом охоты 2 Ил-2 под прикрытием
истребителей 18.00 штурмовали склады в районе Бородулино, огнем ЗА был
подбит Ил-2 (летчик лейтенант Максимов). По наблюдению сопровождавших
истребителей, лейтенант Максимов, подбитый самолет направил на склад с
боеприпасами, взорвал его и погиб геройски вместе со стрелком-сержантом
Чупровым....
Начальник штаба 14 ВА генерал-майор авиации Абрамов
Начальник оперативного отдела штаба 14 ВА подполковник Грибук...».
И вот теперь уважаемые читатели, перейдем к самому главному. Попытаемся еще
раз, кратко описать боевой вылет 27 июля 1943 года. Из состава 872-го
штурмового авиаполка на свободную охоту вылетают два штурмовика Ил-2, в
составе экипажей Максимов-Чупров и Ляпин-Кузьмин. Для их сопровождения и
прикрытия вылетает тройка истребителей Як-1б из состава 287-го
истребительного авиаполка под командованием старшего лейтенанта Борисова. В
районе 18 часов штурмовики находят цели для бомбоштурмового удара в районе
аэродрома Бородулино и начинают штурмовку. Высота, с которой наносят удар
самолеты Ил-2 от 50 до 1200 метров. В это же время тройка истребителей
Як-1б, которые обязаны были прикрывать штурмовики при выходе из атаки,
вступают в воздушный бой с численно превосходящим противником. Как следует
из документов истребительного авиаполка, наши самолеты были атакованы ФВ-190
и одним Ме-110. Характерная смешанная компоновка немецкой авиагруппы говорит
о том, что, скорее всего, немецкие истребители сопровождали своего
разведчика, который возвращался или вылетал на боевое задание с аэродрома
Бородулино. Воздушный бой между истребителями шел гораздо выше по высоте,
чем та на которой работали штурмовики. Проведенный воздушный бой оказался
безрезультатным с обеих сторон. Но в это время зенитным огнем противника
были подбиты оба наших штурмовика Ил-2. Кто-то из истребителей сопровождения
успевает заметить, что один подбитый штурмовик разворачивается и
целенаправленно врезается в склад боеприпасов, находящийся на краю
вражеского аэродрома.
Второй штурмовик Ил-2 при выходе из атаки подбитым
уходит в северном направлении от аэродрома в сторону Ладожского озера. Но
так как истребители сопровождения скованы боем с немецкими самолетами, они
не успевают проследить (не говоря о том, что они должны были сопроводить) за
вторым Ил-2, который на свой аэродром не возвращается. Тем самым в штабе
872-го штурмового авиаполка оба самолета относятся к разряду не вернувшихся
с боевого задания. При возвращении наших истребителей на свой аэродром они
докладывают, о том, что видели: один Ил-2 врезался в склад, второй ушел в
северном направлении. Скорее всего, указать точно какой бортовой номер был у
самолета врезавшегося в склад с боеприпасами, а какой самолет ушел подбитым
от цели они не могли, так как на это очень сильно влияли следующие факторы:
разность высот, слияние ниже летящего самолета на фоне местности, (не
забудем, что речь идет о лете) и воздушный бой с превосходящими силами
противника. Поэтому указать о том, что именно самолет Максимова-Чупрова
таранил склад боеприпасов, могли только в штабе 872-го штурмового авиаполка,
при составлении очередного оперативной сводки. Дивизионная и армейская
оперативные сводки просто дублировали сообщение и выводы полка. Но факт
остается фактом! Обломки самолета и останки экипажа Максимова-Чупрова были
обнаружены в 24 км от аэродрома Бородулино, и именно место обнаружения
находилось севернее относительно аэродрома. Факт о том, что огненный таран
летом 1943 года на аэродроме Бородулино имел место, тоже подтвержден! Из
вышеперечисленного выходит, что огненный таран 27 июня 1943 года совершил
экипаж самолета Ил-2 в составе:
- летчика, младшего лейтенанта Ляпина Ивана Пантелеевича (1918 г.р.,
уроженец Воронежской области Буденовский район хутор Хуторский, жена Ляпина
Нина Гавриловна проживала в Казахской ССР город Уральск, ул. Почиталинская
д.54. Мобилизован Таганрогским РВК Ростовской области);
- воздушного стрелка, старшего сержанта Кузьмина Михаила Михайловича (1915
г.р., уроженец Татарской АССР Лапинский район дер. Средне-Девятово, жена
Бырикова (Быринова) Александра Павловна проживала в Татарской АССР
Теньковский район Гребеневский стеклозавод. Мобилизован Молотовским РВК г.
Омска).
И вот кажется все. Кроме наших умозаключений подтвердить версию о том, что
огненный таран совершил экипаж Ляпина-Кузьмина больше нечем. Все документы,
которые стали достоянием истории, говорят о том, что таран совершил экипаж
Максимова-Чупрова....
Но... Просто как подарок судьбы мы узнаем, что в Питере живут еще два
ветерана-летчика 872-го штурмового авиаполка, оба Герои Советского Союза –
Владимир Васильевич Титович и Сергей Михайлович Федяков. С ними удалось
встретиться и взять интервью нашим друзьям исследователям-историкам авиации
Константину Чиркину и Олегу Корытову.
Герой Советского Союза Титович В.В., 1944 год
Владимир Васильевич Титович родился в 1921 году. В 1943 году закончил
Ворошиловоградскую военную авиационную школу пилотов и с июня 1943 года в
действующей армии. Звание Героя Советского Союза получил в феврале 1945
года, находясь в составе 872-го штурмового авиаполка. К сожалению, в полк он
попал в июле 1943 года, буквально спустя несколько дней, после описываемых
событий и поэтому рассказать подробности не смог. Но, Ивана Пантелеевича
Ляпина очень хорошо помнит, так как Ляпин был его инструктором в запасном
авиаполку. В его фронтовом фотоальбоме даже сохранилась его фотография.
Ляпин И.П., в центре среди курсантов
Кроме того, В.В. Титович знал о том, что его бывший инструктор находится на
стажировке в 872 полку и у них будет несколько часов на то, чтоб встретиться
и поговорить, но прибыв в полк, он узнал что Ляпин накануне погиб в бою.
После продолжительной беседы и рассказа о наших выводах по поводу кто же
совершил огненный таран, Владимир Васильевич произнес потрясающую фразу:
- Я знал, что Иван Ляпин просто так свою жизнь не отдаст. Очень лихой был
летчик, мужественный... Он рвался на фронт из запасного полка, в котором
проходил службу инструктором...
Обсудить на форуме