Часть 3. Баграм - июнь
1983 г.
Полет в предгорьях.
Афганистан, 1984 г.
25 июня 1983 г. Летим в Баграм.
После взлета, разворот на юг. Впереди изгиб Аму-Дарьи, по которой проходит
граница. Проходим над Термезом, мост через реку, на той стороне афганский
Хайратон. Начинается пустыня, но не пески, выжженная солнцем светло
коричневая земля, потом рельеф становится более гористее, внизу отдельные
высохшие русла рек. Горы впереди все выше, самолет на максимале медленно
ползет вверх. Высота 4000, 5000, 5500, выше 5700 по маршруту гор нет.
Непривычное ощущение, что летишь над чужой территорией. На высоте 8000
проходим Гиндукуш, впереди темное пятно большой долины, на северо-востоке
которой и расположен аэродром Баграм. Аэродром на высоте 1450 м, окружен со
всех сторон горами, заход с одного курса на северо-восток. Полоса широкая и
длинная -3000 метров. Устанавливаем на высотомерах необычно низкое давление
(620 мм). Заходим на посадку с круга, он на высоте 1800 м по давлению
аэродрома, садимся с крутой глиссады. Аэродром большой, забит разнообразной
техникой, кроме наших истребителей, еще вертолетная эскадрилья, афганские
полки, истребительный на МиГ-21ПФМ и истребительно-бомбардировочный на
Су-22, эскадрилья «советников», обеспечивающих афганцев на Ан-12, много
других транспортных самолетов и вертолетов.
На аэродроме митинг, нас встречает личный состав 145
иап, который мы меняем. Они отслужили свой год и скоро улетят домой, в
Ивано-Франковск. Переставляем часы на местное время, разница с Москвой уже
не 3 часа, а 2-30.
Изучаем обстановку предстоящих действий. Она достаточно сложная, совершенно
не то, что вещает наше ТВ. Линии фронта нет, «духи» почти всюду, днем вроде
мирные, ночью воюют. Наш прилет совпал с исчезновением трех солдат из
батальона обеспечения – решили сходить за виноградом в соседний кишлак и
попали к духам в плен.
Располагаемся пока временно, так как людей тройной комплект.
26 июня 1983 г. Первый день,
непривычно длинный, в 3-30 отъехали на аэродром. Утро – самое лучшее время,
прохладно и дольно тихо. Потом ветер усиливается, к полудню достигая
скорости 25-30 м/с. Сегодня слетать не обломилось, командир 145
иап п-к М.Конфидратов без своего штурмана ни шагу. Поэтому, по его
предложению на спарках сегодня слетали командиры обоих полков и старшие
штурманы. Остальные вылеты сегодня еще выполняют старожилы – 2 удара, после
обеда вообще не летали. Изучаю обстановку, район, тактику действий, смотрю,
как готовятся летчики.
Боевая задача по заранее заданным целям приходит боевыми распоряжениями
(телеграммами ЗАС) из ВВС 40 Армии. В них краткая характеристика, координаты
цели, наряд сил и обязательная приписка о том, что мирных жителей ближе 500
метров от цели нет. По этим распоряжениям готовятся карты на постановку
задач, определяется состав групп, боевая зарядка и параметры применения
боеприпасов. Завтра у нас облеты района, вторая эскадрилья готовится к
отлету в Шиндант.
На аэродроме идет «передача» нехитрого имущества, карт целей, патронов ПСНД,
сумок с гранатами, которые при желании можно взять в полет. Помимо прочего,
получаем короткие автоматы АКМСУ со складывающимся прикладом, некоторые
летчики постоянно таскают их с собой и даже берут в полет, большинство же
сдает в оружейку (такие же автоматы уложены в НАЗы на самолетах). Я свой
автомат тоже сдал, правда, по примеру Виталия повесил пистолет на более
удобную подвеску из карабинчиков от планшета и добавил один патрон в
патронник. Так все же спокойнее - дорога на аэродром проходит через
виноградное поле рядом с кишлаком.
27 июня 1983 г. Теперь каждый день
встаем перед рассветом, в 3-3.30. С утра лечу с М.Конфидратовым знакомиться
с районом. Сзади, на второй спарке - наш замполит и их штурман. После взлета
курс на север в Панждшерское ущелье, там же одноименная река. В районе
ущелья боевые действия сейчас не ведутся, после весенней операции с Ахмад
Шахом Масудом заключено перемирие на год. Летим на высоте 4500 (6000 по 760
мм), горы справа кажутся совсем рядом. Доходим до удаления 100 км,
разворачиваемся назад. Здесь Панджшер раздваивается, одно русло реки течет в
узком каньоне, другое в долине. Доходим до водохранилища и ГЭС в Суруби и
возвращаемся к нашей долине. Эта долина- центр нашего района, из нее в три
стороны отходят основные ущелья. На северо-восток, сначала в долине реки
Саланг, потом поднимаясь все выше в горы, идет основная дорога, связывающая
центр с севером. На ней знаменитый туннель через хребет, видна и старая
дорога, вернее тропа через перевал. Долина на юге упирается в невысокий
хребет, за которым столица Кабул. В Кабуле базируется 50 смешанный
авиационный полк (транспортные самолеты и вертолеты) и 263 ораэ на МиГ-21Р.
Помимо этого, в нашем районе вертолетные части базируются на юго-востоке в
Джелалабаде, на севере в Кундузе, на северо-востоке в Файзабаде.
28 июня 1983 г. Лечу на спарке во
главе звена ударной группы. Вертолеты целеуказания уже взлетели. Курс на
Бамиан, там в узкой долине недалеко от одноименного городка расположены
знаменитые статуи Будды, высеченные в скале, и пещерный храм. Наша цель –
отдельная крепость в 30 км от Бамиана. Вертолеты целеуказания уже взлетели с
площадки. Перехожу на канал боевого управления, связываюсь в ними, но
ударной группы в эфире не слышно. Тщетно ищу группу на других каналах, в
поисках вывернул шею. Над районом встаю в круг, вижу, что звено сзади в
развороте. Солнце еще только встало из-за гор, цель еще в тени гор.
Вертолеты со второго захода выполняют обозначение, правда не САБами, а
сотками. Один взрыв на горе, второй в ущелье. Целеуказатель говорит, что
цель восточнее от разрыва в 10 м, длинное здание. Длинное здание одно, но до
него от разрыва метров 200. Высота цели 2300 или выше аэродрома на 800м.
Ввод в пикирование, 2000 м, сброс! Вывод, боевой разворот влево. Одна
САБ-250 падает возле стены, вторая немного ниже цели, скрывая ее в белом
дыму. Перехожу на стартовый канал, вся наша ударная группа там, не сумев
связаться на шестом канале. Указываю цель и сверху наблюдаю, как самолеты
последовательно пикируют на нее с разных направлений. Собираемся, перехожу
еще раз на шестой канал и прощаюсь с вертолетчиками, которые заходят на
фотографирование результатов удара. Садимся. На земле выясняем, что радисты
перепутали с перестройкой частот на боевых самолетах.
Второй вылет звеном по цели 15 км северо-восточнее Чарикара, совсем близко
от аэродрома. Впереди на МиГ-21УМ командир, это тактика наших
предшественников, когда цель, помимо вертолетов, обязательно обозначается
старшим группы на спарке. У нас по 2 ФАБ-500М-54 – толстые черные бомбы.
Связываемся с вертолетами, радиостанции уже перестроили на нужные частоты.
Командир после целеуказания сбрасывает две САБ -250 без парашютов - огонь и
высокие белые дымы. Ввожу в пикирование, сброс, форсаж, вывод, перегрузка в
семь единиц вдавливает в кресло, но воспринимается легко - альтернатива
оказаться в горе мобилизует жизненные силы. Самолет охотно задирает нос выше
гор к небу, легко вонзаясь в высоту, в перископ сквозь марево теплого следа
от двигателя салют отстреливаемых инфракрасных ловушек. В развороте вижу,
что одна бомба попала в восточную стену дувала. После посадки разбираем
полет, думаю, что возить на спарке САБы для обозначения глупо, можно
обозначать боевыми бомбами, а еще лучше поиск цели поручить подготовленным
командирам ударных групп, а учебно-боевой самолет использовать для
управления в процессе удара и подавления средств ПВО с использованием РБК.
Основа нашей тактики – круг над целью. Группа выходит и становится в круг
над ней на высоте 3000 м, ждет целеуказания или находит ее самостоятельно.
Далее выполняется последовательная атака с пикирования с углом 30º со
сбросом бомб (на высоте относительно цели 1200 м) или пуском С-24 (на высоте
900 м). Если позволяет рельеф, каждый последующий самолет атакует цель с
нового боевого курса, с разницей в 30-90º. Прицеливание производится в
ручном режиме, на прицеле выставляется угол прицеливания в зависимости от
боеприпасов. Для С-24 это 30 тысячных радиана, для бомб - от 5º до 6.5º.
После ввода в пикирование надо уточнить его реальный угол по АГД, если он
больше заданного, то сброс (пуск) выполняется несколько раньше и наоборот.
Момент сброса определяется по высоте, которую рассчитывают в зависимости от
высоты цели. На земле определить высоту цели по карте не представляет особой
сложности, в полете сделать это сложнее. Обязанность командира группы найти,
указать всем цель, высчитать и сообщить группе ее высоту. В связи с тем, что
летаем по порогу аэродрома (1500 м), высота сброса
бомб рассчитывается как высота цели минус 300 м, пуска С-24 – высота цели
минус 600 м.
Обычно находимся на аэродроме до 19 часов, в 18 обычно постановка задач на
завтра, короткая подготовка и отъезд на ужин. Темнеет быстро, через
час-полтора после ужина обычно заваливаемся спать, с 21 до 3 утра получается
всего 6 часов. Днем, правда, можно «додавить» между вылетами на старте. С
заходом солнца жизнь на аэродроме замирает, а по периметру начинается
фейерверк со стрельбой охранения трассирующими пулями по осветительным
ракетам.
29 июня 1983 г. Два вылета. Первый
по цели в районе н.п. Пачахак в 35 км северо-восточнее Кабула. Второй удар
несколько дальше, у самой границы с Пакистаном, в н.п. Мидзанай в 50 км
юго-восточнее Митерлама, две крепости возле высохшего русла.
Сегодня произведена смена дежурного звена, теперь по ПВО дежурим мы. ДЗ
расположено в обваловке в районе первой РД, с бруствера виден ближний привод
и небольшой кишлак возле него, здесь же на бруствере стоит трофейный
счетверенный 14,5 мм пулемет. В связи с обычными простыми метеоусловиями в
ДЗ боевая зарядка две Р-13М, две Р-60 и ПТБ.
30 июня 1983 г. Боевых вылетов нет,
район Бамиана, где располагались две заданные цели, по данным вертолетчиков,
закрыт облаками. Командир, замполит и НШ улетают в Кабул на военный совет.
Ставлю боевую задачу на следующий день.
При нанесении ударов по наземным целям основными объектами являются склады
оружия, группы мятежников в отдельных зданиях, лагерях, пещерах, позиции
огневых средств ПВО, опорные пункты, караваны и т. д. Объекты ударов
располагаются на расстоянии от 4 км от аэродрома (тогда за ударом могут
наблюдать все желающие) до удаления 300 км.
Боевые вылеты можно было разделить по задачам и способам их выполнения.
Основное количество вылетов выполняется на удары по наземным объектам, реже
вылеты на разведку, обеспечение групп штурмовиков,
истребителей-бомбардировщиков, вертолетов и самолетов аэрофотосъемки Ан-30,
эпизодически производятся вылеты из дежурного звена по
самолетам-нарушителям.
Способы действий по наземным объектам следующие: удары по заранее заданным
объектам в назначенное время, удары по вновь выявленным целям, удары по
вызову. На удары по заданным целям сейчас приходится свыше 50% вылетов.
Удары по вызову выполняются по команде с КП ВВС 40А или по команде офицера
ВВС 40А, находящегося на борту самолета Ан-26РТ.