Открытое письмо в
редакцию газеты
"Комсомольская правда"
В преддверии Дня Победы, на
телеэкране, по Первому каналу в документальном фильме
"Воздушный штрафбат"
(режиссёр Михаил Калмыков, сценарий В.Володченко и М.Калмыкова) мы
увидели человека со звездой Героя Советского Союза и многими
орденами на груди. Это был Иван Евграфович Фёдоров. То, что он
говорил с экрана, вызвало, мягко говоря, удивление. Это были
выдумки, одна нелепее другой. Если опровергать всё сказанное им, это
займет несколько страниц. И ранее, в течение многих лет, то и дело
появлялись статьи в газетах о лётчике-испытателе И.Е.Фёдорове, в
которых в разных вариантах были подобные рассказы.
Мы знаем этого человека и его
биографию более чем 50 лет. Справедливости ради надо отметить, что
И.Е.Фёдоров действительно заслуженный лётчик. Он воевал в Испании в
1937-38 гг., с июля 1942 года воевал на фронтах Великой
Отечественной войны, а в 1946-49 г.г. был лётчиком-испытателем в ОКБ
С.А.Лавочкина, где первым в стране достиг скорости 1.000 км/ч и
затем на пикировании достиг скорости звука. Когда в 1948 году
Правительством было принято решение о присвоении звания Героя
Советского Союза лётчикам-испытателям, испытывавшим первые советские
реактивные самолёты, от ОКБ Лавочкина это звание получил И.Е.Фёдоров
(от ОКБ Микояна - И.Т.Иващенко, от ОКБ Яковлева - М.И.Иванов, и от
военных - П.М.Стефановский).
Однако его рассказы являются выдумкой, часто нелепостью, и ничем не
подтверждаются. В частности, число сбитых им в Испании и в Великой
Отечественной войне самолётов противника преувеличено им более чем в
десять раз. Причем с годами число "сбитых"
им самолётов в рассказах постепенно увеличивалось.
И.Е.Фёдоров говорит, что он два раза сбивал самого результативного
немецкого летчика Э.Хартманна, но оба раза "он
уходил к своим". Если он уходил, то как
Фёдоров узнал, что он сбивал именно Хартманна? Тем более, что
Хартманн воевал не на Калининском фронте, где был Фёдоров, а на
Южном.
По данным личного дела И.Е.Фёдорова в Испании он сбил два самолёта,
а в Великой Отечественной войне совершил 114 боевых вылетов, провёл
15 воздушных боёв и сбил одиннадцать самолетов лично и один в
группе. Таранов самолётов противника он не совершал, тем более
шести, о которых он говорит. Метод тарана выпущенными колёсами шасси
может вызвать только ироническую улыбку.
Выдумкой является и рассказ его о полётах в Германии (на самом деле,
в составе советской делегации в Германии был Герой Советского Союза
С.П.Супрун, лётчик-испытатель НИИ ВВС, который летал там на
истребителе "Хейнкель").
И, конечно, ни Гитлер, ни Геринг при полётах не присутствовали,
вопреки рассказу Фёдорова. И Железным крестом никто его не
награждал.
Что касается войны в Испании, то, в частности, можно отметить, что в
книге воспоминаний генерала Бориса Смирнова, получившего звание
Героя Советского Союза за войну в Испании, "Испанский
ветер" упоминается много лётчиков,
отличившихся там в боях, но фамилия Фёдорова не упомянута. Очевидно,
его успехи не были выдающимися. А в корейской войне, о чём Фёдоров
рассказывает, он вообще не участвовал и американские самолёты не
сбивал. И, конечно, не возил в Корею Л.П.Берию (члены высшего
руководства СССР летали на транспортных самолётах и с лётчиками
особой лётной бригады ВВС).
Для того, чтобы убедиться в том, что рассказы И.Е.Фёдорова не
соответствуют действительности, достаточно ознакомиться с его личным
делом, хранящимся в Центральном архиве Министерства обороны РФ. В
документах, в том числе и в написанной им самим автобиографии,
ничего не говорится ни о таранах, ни о многих десятках сбитых
самолётов, ни о поездке в Германию.
Федоров рассказывает о том, что будто бы Курчатов попросил его
сбросить первую атомную бомбу. Это абсолютная нелепость - просить
сбросить бомбу лётчика, не летавшего на бомбардировщиках и не
входившего в число людей, допущенных к этой секретной работе. На
самом деле бомбу с самолёта Ту-4 сбрасывал экипаж специального
Испытательного Центра, который длительно к этому готовился (Кстати,
Фёдоров, не будучи знаком с этими самолётами, назвал потолок
самолёта в полтора раза больший действительного. Да ещё сказал, что
будто бы облачный столб после взрыва поднимался вверх со
сверхзвуковой скоростью!).
Надо отметить, что испытателем у Лавочкина Фёдоров работал недолго -
уже в 1949 году он перешёл на менее ответственную работу - испытания
авиационного оборудования. На такую работу лётчики добровольно не
уходят. Видимо, С.А.Лавочкин был им не очень доволен. А в 1954 году
Фёдоров вообще ушёл с лётной работы, и вышел на пенсию, хотя ему был
всего 41 год.
Два очень известных лётчика-испытателя старшего поколения -
М.Л.Галлай и Г.А.Седов, а также один из авторов этого письма,
А.А.Щербаков, знавшие И.Е.Фёдорова с первых послевоенных лет,
рассказывали, что у него всегда была "слава"
неистощимого фантазёра, если не сказать более резко, но лётчики
относились к этому снисходительно. Иногда возникало желание
разоблачить его рассказы, но "не хотелось
обижать старика". Однако в последние 15 лет
он начал излагать свои фантазии журналистам газет и журналов. И
теперь, когда его "история"
выходит на высокий и даже официальный уровень, мы не считаем
возможным промолчать.
Мы считаем, что журналисты, а теперь и ТВ, распространяющие рассказы
И.Е.Фёдорова, делают на самом деле для него недоброе дело. Его
действительных заслуг достаточно для уважения, а неправда, которая
неминуемо откроется, только бросит на него, а также на журналистов и
на руководителей, которые поверят в его россказни, нехорошую тень.
Говорят, что есть намерение отметить его званием Героя Российской
Федерации. Такое решение будут просто позорным.
Участники Великой
Отечественной войны:
Заслуженный
лётчик-испытатель СССР, Герой Советского Союза,
генерал-лейтенант авиации в отставке С.А.Микоян
Заслуженный
лётчик-испытатель СССР, Герой Советского Союза,
полковник в отставке А.А.Щербаков
Приложения
Сведения из
личного дела И.Е.Фёдорова:
В собственном письме Главному
маршалу авиации А.А.Новикову от 24.06.1945 И.Е.Фёдоров пишет, что
сбил в Великую Отечественную войну 10 бомбардировщиков и 7
истребителей и два самолета - в группе. Имел два тяжёлых и два
лёгких ранения "и в целом до 40 царапин".
В Испании и Китае якобы сбил 18 самолётов.
Т.е. в сумме 35 самолётов, а теперь он говорит, что сбил 148!
Из письма генерал-лейтенанта
С.И.Руденко Главному маршалу авиации А.А.Новикову:
За руководство боевой работой частей и лично сбитые 8 самолётов
противника тов. ФЁДОРОВ награждён: орденом Отечественной войны I
степени в 1942 г. и орденом Александра Невского в 1943 г.
Имея личную нескромность и пристрастие к Правительственным наградам,
не удовлетворяясь уже полученными двумя орденами, тов. ФЁДОРОВ стал
на путь вымогательства и очковтирательства, приписывая себе
несуществующие боевые заслуги (15 лично сбитых и 3 подбитых самолёта
противника).
В результате настоятельных требований полковника ФЁДОРОВА командиром
6 ИАК был представлен наградной лист на присвоение звания Героя
Советского Союза полковнику ФЁДОРОВУ. При рассмотрении наградного
материала в январе 1944 года в представлении мною было отказано.
В феврале месяце 1944 г. командир 6 ИАК вторично представил
наградной лист с приложением справок о сбитых самолётах противника.
Рассматривая наградной лист и приложенные к нему справки, у меня
возникло сомнение в правильности последних, т.е. не выданы ли
справки на одни и те же сбитые самолёты, только разными частями и
лицами. Запросив Командующего 3 Воздушной армии по существу этого
вопроса, я получил ответ как и предполагал ранее, что полковник
ФЁДОРОВ проявил исключительную нечестность и очковтирательство,
приписав себе дважды одни и те же самолёты, сбитые им.
За недостойное поведение старшего офицера, выразившееся в
вымогательстве и очковтирательстве, а также неудовлетворительную
работу как командира дивизии - ходатайствую о снятии полковника
ФЁДОРОВА с занимаемой должности и о назначении с понижением.
Командующий 16 ВА генерал-лейтенант авиации С.И.Руденко 7.04.1944 г.
Письмо командующего 3 ВА
ген-лейтенанта авиации Н.Ф.Папивина генерал-лейтенанту авиации
С.И.Руденко 25.03.1944 (в ответ на его запрос, почему И.Е.Фёдорову
не было присвоено звание Героя Советского Союза за 12 сбитых
самолётов):
Бывший инспектор по технике пилотирования 3 Воздушной армии и
командир группы штрафников подполковник, ныне полковник ФЁДОРОВ Иван
Евграфович, за всё время пребывания на Калининском фронте по данным
боевых донесений и учётным данным сбил 8 самолётов противника, о чём
ему Штабом Армии 5 марта 1943 года и была выдана справка.
Подтверждая достоверность этой справки, сообщаю, что все остальные
справки лётного состава 157 и 163 истребительных полков и телеграмма
ГРОМОВА подтверждают те же самолёты, которые указаны в итоговой
справке от 5.3.1943 г. о боевой работе ФЁДОРОВА на Калининском
фронте.
Оснований к представлению тов. ФЁДОРОВА к званию 'Герой Советского
Союза' не было.
Справка
предоставлена Андреем Симоновым.