Интервью с с Героем
Советского Союза
генерал-майором авиации Михиным Михаилом Ивановичем.
Интервью Корытова Олега
и Чиркина Константина с генерал-майором авиации Михиным Михаилом Ивановичем.
Лит. Обработка Игоря Жидова
Особая Благодарность Светлане Спиридоновой и Игорю Сеидову.
Михин у своего Як-9у
Михаил Иванович Михин: Я 1923 года
рождения, 25 октября. Родители мои - крестьяне. Отец имел четыре класса
«ЦПШ» - Церковно-приходской школы. Раньше выше и не было, четыре класса
тогда считалось, как сегодня высшее образование.
— Как Вы попали в авиацию?
По собственному желанию. Это было в
Алма-Ате. В девятом классе поступил в аэроклуб. Летал на «У-2». Когда
аэроклуб закончил, а это случилось примерно через месяц, полтора после
начала войны, нашу группу отправили нас в Оренбургское училище. Оно тогда
готовило летчиков-бомбардировщиков, а я хотел попасть в истребительную
авиацию, а потому его не закончил.
— Как определяли будущую специальность
курсанта? Или это чисто случайность?
Нет, неслучайно. Я же говорю: сначала я
учился на летчика-бомбардировщика, а потом, по собственной инициативе,
«переключился» на истребителя. Окончил Качинское училище, которое в
Казахстан из Крыма переехало.
— То есть можно было написать рапорт…
Можно было…
— Как был построен учебный процесс?
«Терка» в начале… Она очень затянулась. А
после «Терки» летали в училище сначала «У-2», потом «УТ-2».
— Пишут и говорят, что этот самолет в
плоский штопор входил легко.
Были случаи. Но это больше относилось к
«УТ-1». Вот «УТ-1», тот грешил штопором. Правда, я на нем не летал, так что
не могу сказать подробнее. А «УТ-2» более-менее устойчивая машина была.
— А после «УТ-2»?
«Як-7б». На «Яках» я закончил училище, и
первое время в строевых частях на «Яках» летал, пока не перешли на
реактивные.
— В каком году Вы училище закончили?
В 1944 году, примерно ноябрь–декабрь. Ну,
пока переформировывались и прочее… Короче, в боевую часть я попал в январе
1945.
— Куда попали?
В Харьков, аэродром рядом с городом.
Точнее в Рогань в учебный полк. А когда война с Германией закончилась,
дивизия передислоцировалась в Россию. И с тех пор и до демобилизации служил
все время в 516 полку.
На полковой линейке -, Михин, -
— Вам в боевых действиях участие
довелось принимать во время Отечественной войны?
Нет. Был в учебно-тренировочном полку, и
учил летчиков воевать, хотя сам не воевал. Вернее учил их летать на боевое
применение.
Алексей Лавров у своего Яка
— Как Вы попали в Корею?
Ну, как? Добровольно по принуждению. Нас
послали… Как говорится «Родина послала». Всей дивизией загремели туда.
— И когда Вы туда попали?
В 1952 году. И до конца войны.
— На какой должности Вы там были?
Сначала командиром звена, потом
заместителем командира эскадрильи, потом командиром эскадрильи. Закончил
заместителем командиром полка.
— Какие типы самолетов у Вас были в
Корее?
«МиГ-15». Первое время были еще «Ла»,
«Як-17» , но потом их из Кореи убрали.
—
Порфирий Борисович Овсянников
рассказывал, как он на «Як-17» учил китайцев летать. У них
учебно-тренировочных «МиГов-15» не было.
На «Як-17»? У нас «МиГи Спарки» были…
— Где Вы базировались?
В Мяогоу, в Аньшане... Вообще в основном в
Мяогоу. Потом еще короткое время там поблизости, место называется... Нет, не
помню…(Видимо речь идёт о другом передовом аэродроме Дапу, где
базировался другой полк 216-й ИАД. И.С.)
— Задачи, какие ставились перед Вами?
На войне, какие задачи бывают? Воевать. В
основном — перехваты. Ну, еще прикрывали гидроэлектростанцию «Супхунскую» на
реке Ялуцзян… И мосты через Ялуцзян. Мы прибыли уже после того, как один
мост был уже разбомблен и остался один.
— «Супхунская ГЭС» тоже разрушили?
Нет. Пытались разрушить, но не получилось.
Это же такая громадина. Ее ничем не возьмешь.
— С кем вели бои в основном?
С американцами, с кем еще… А самолеты
противника в основном «Сейбры». Ну, были сначала «Тандерджеты», но их
быстренько посбивали и остались одни «Сейбры».
— А «Б-29» попадались?
Вначале были, ночью, но недолго.
— А днем не встречались?
Днем, не встречались. Ну, это же для них -
самоубийство.
— Какой у Вас налет на «МиГ-15», перед
тем как Вас отправили в Корею?
Небольшой. Бог его знает сколько. Ну,
где-то около ста часов было.
— Боевое применение изучали на «МиГах»?
Только учебные бои и стрельбы по конусу, и
наземные стрельбы.
— Когда в Корею пришли, про то
особенности американских самолетов Вам рассказали?
Так, а кто это мог бы сделать?
— Ну а те, кого Вы меняли? Кто убывал?
Ну-у, они быстренько оттуда сматывались...
— И все "прелести войны" осваивали на
своей шкуре?
Да.
— Скажите, с чего для Вас война
началась? С победы? Или с потери? Для Вас.
У меня? Это был даже не первый боевой
вылет, а первый ознакомительный полет. Мы ознакомились с районом боевых
действий. И у меня сбили ведомого. (Это было 5-го августа 1952г. в этом
вылете неожиданной атакой был сбит ведомый Михина ст.л-нт Яковлев Иван
Васильевич – он благополучно катапультировался и вернулся в строй И.С.).
Семен Михеев и Михин
— Американцы расстреливали парашютистов
наших?
Да нет. Это было не этично.
— Зато практично: «хороший враг —
мертвый враг!»
Нет, это не благородно.
— Но говорят, что американцы
расстреливали парашютистов наших, если была возможность.
Воевать воевали, и не щадили друг друга,
но до этого вроде не доходило…
— Я читал, что у них была морская
служба спасения эффективная?
Да. Это у них хорошо организовано было.
Подбитые тянули в море, и там прыгали с парашютом. А уже там их подбирали.
— У Вас приказ, именно приказ был, о
том, что нельзя за береговую черту уходить, или рекомендации?
Вообще-то приказ. В армии никаких
рекомендаций, в армии - приказы.
— А Овсянников говорит, что у них
прямого приказа не было. Им было сказано, что если их собьют над морем, то
спасти никто не сможет.
Так вот о чем речь. Ясно. Нет, нам приказ
зачитывали, никаких рекомендаций…
— Пишут, что эффективная дальность
стрельбы самолетов в основном была порядка двухсот метров.
Правильно.
— А начинали огонь вести с
тысячи метров. Почему?
От глупости.
— А у Вас в полку, какая дальность?
«Убойной» считалась дистанция
двести–триста метров. И чем меньше дистанция, тем лучше.
Ну, а по прицелу срабатывали примерно в тысячу–тысячу двести метров. Наш
прицел, СПБ, полуавтоматический. А у американцев, у них радиолокационный
прицел был, и они с еще большей дистанции начинали стрелять. Не то, чтобы
попадали…
— А убойная сила у пулеметов?
Пулемет у них хороший - "Кольт". Пулеметов
- шесть. Как пилой врежет, будь здоров! Правда, наш самолет «МиГ» живучий
был, не так то просто его сбить было...
— А «МиГ-17» у Вас там были?
Нет. А они хуже. «МиГ-17» хуже, чем
«МиГ-15Бис».
— Все по-разному говорят. Что по
маневренности хуже, зато скоростнее.
Сколько людей, столько и мнений.
— Как Вы оцениваете своего противника в
Корее?
Подготовка у нас и у противника очень
сильно различалась. Мы туда приехали всей дивизией, то есть всякие летчики
были, и опытные, и «безусые». И учились уже на своем опыте. А у них -
добровольцы. Они поопытнее ребята-то были, заранее подготовленные. И
некоторые уже по второму разу приезжали туда.
— То есть сильные летчики?
Хорошие летчики.
— Ну а за счет чего тогда у них потери
были выше, чем у нас?
Зато мы стреляли лучше.
— Принято сравнивать: «МиГ-15» и
«Сейбр». Кому бы Вы отдали предпочтение?
Известно чему — своему самолету. Самолеты
разные, пилоты разные и маневры в бою различаются. Когда мы встречались в
хорошей свалке, «Сейбр» старался уходить вниз. А мы, если приспичит, уходили
вверх. И вообще, в бою побеждает летчик, а не самолет. Дураку-то хоть что
дай…
— А в чем были отличия войны в Корее от
Великой Отечественной войны в психологическом плане?
Я в Отечественную не воевал, поэтому
сравнить не могу…
— В психологическом плане? Ведь когда
готовились к встрече с немцами, наверняка что-то слышали про зверства
немецкие и прочее.
Ну, я же был военный профессионал. Поэтому
мне, эта психология ни к чему… Враг есть враг, его надо убивать иначе он
тебя убьет. Логика-то простая.
— Вы — Герой Советского Союза?
Да, был такой случай.
— Сколько у Вас сбитых?
Считается девять, а вообще-то двенадцать.
Еще три как мы говорили: «в море ушли». (Официально 9 лично сбитых и ещё
три подбитых F-86. И.С.).
— Как в Корее засчитывались победы?
На основании подтверждений. Почему у меня
девять засчитано, потому что девять корейцы подтвердили: они упали на
корейской земле.
— А фотокинопулемет? У Вас же он стоял?
Ну и что? Факт попадания? А сбил ты или не
сбил, он же не может подтвердить. Он же не фотографирует «отвалившийся
хвост», к примеру. Он фотографирует очередь, которая только начинает
попадать…
— Много споров идет по поводу
кинопулеметов, ветераны говорят, что фотокинопулемет дает только факт
попадания, но не сбития. А Вы видели, что Вы его сбили?
Ну, естественно.
— А как? Каким образом?
Ну, если он уже начал падать, то значит
сбил. А если он продолжает лететь, значит промазал.
— Самому наблюдать падение сбитых
самолетов частенько Вам приходилось или нет?
Ну, как частенько, я бы не сказал. Некогда
фиксировать падение — воевать надо. А то дофиксируешься, что самого
зафиксируют.
— Не обязательно Вами сбитых, а вообще
сбитых видели? Как падают сбитые? Парашютист американский опускается? Ну,
чтоб как в кинохронике, с дымом, с пламенем?
Нет. Врать не буду. Такого мне не
приходилось видеть.
— Сбитый самолет, он что, начинает
гореть или разваливаться?
Падать начинает. Разваливаться? Это
понимаешь, это же надо артиллерийским снарядом попасть в него.
— Ну, так у Вас, извините, пушки: 37 мм
и две 23 мм.
Ну и что?
— Пишут: если из 37 мм попало, то
пробоина - метр на метр примерно.
Да ну. Не разваливался. Ну, попадал,
сбивал. А разваливать? Я не разваливал никого.
— Вы, могли бы рассказать, как сбили
первого?
Не помню.
— Каков состав эскадрильи, сколько
летчиков и сколько самолетов было?
Состав моей эскадрильи штатный:
двенадцать самолетов. А воевали восьмеркой, всегда восьмерка. Два звена. (Михин
воевал в составе 1-й АЭ полка, который начал воевать в таком составе:
1.Фролов Валентин Ильич – майор, командир АЭ;
2.Михин Михаил Иванович – ст. л-нт, зам. ком-ра АЭ по лётной части;
3.Игнатов Михаил Никифорович – капитан, зам. ком-ра АЭ по политчасти;
4.Чернавин Владимир Сергеевич – капитан, командир звена;
5.Загребельный Павел Фёдорович – капитан, командир звена;
6.Баннов Михаил Сергеевич – капитан, командир звена;
7.Абидин Михаил Лекандрыч – ст. л-нт, ст. лётчик;
8.Панков Леонид Николаевич – ст. л-нт, ст. лётчик;
9.Вадковский Борис М. – ст. л-нт, лётчик АЭ;
10. Яковлев Иван Васильевич – ст. л-нт, лётчик АЭ;
11. Седышев Владимир Николаевич – ст. л-нт, лётчик АЭ;
12. Зотов Михаил – ст. л-нт, лётчик АЭ;
- В боях погибли два лётчика эскадрильи: Чернавин В.С. (14.09.1952г.) и
Седашев В.Н.(14.03.1953г.). Вместо них в состав АЭ прибыли лётчики резерва
лейтенанты Лапицкий Виктор Ефимович и Коршунов Борис Васильевич. В бою
18.06.1953г. Борис Коршунов погиб.
Итого, в составе 1-й АЭ 518-го ИАП погибло трое лётчиков. Ещё четверо были
сбиты, но спаслись на парашютах (Яковлев, Панков, Вадковский и Абидин. И.С.).
— А скажите, пожалуйста, Вам доводилось
воевать вместе с китайцами? Вести бой в составе группы?
Нет. При мне они больше по наземным
войскам работали. Потому у них опыта мало было. Тех, кто начинал войну на
поршневых, их всех поубивали. Они уже в конце войны начали на реактивных
воевать.
— Кто прибывал на пополнение?
Вот пополнение-то хреновое прибывало.
Слабо подготовленные. Обычно, у нас же как: «На тебе Боже, что нам негоже».
Часто приходилось уже на месте там доучивать, как надо воевать. А были и
такие, присылали таких, которые и летать-то не могли. Не знаю, по каким
причинам, но слабое, очень слабое прибывало пополнение.
— Как в бой вводили?
Постепенно. В начале в ожесточенные бои не
брали, а в такие, так чтоб полегче. Ознакомительные, подлеты, прикрытие и
прочее.
— Американцы налеты на Мяогоу
устраивали?
Не бомбили, но налеты устраивали.
Истребители-охотники. Сбили одного. Двоих морячков, которые приехали с
Владивостока, на взлете двоих сбили. Помню, и из наших на посадке одного
сбили.
— На аэродроме в Мяогоу, что
базировалось? Дивизия? Полк?
Два полка (518-й и 878-й ИАП. И.С.)
— У Вас летчиков было больше, чем
самолетов? Или на каждого летчика свой самолет?
Летчиков больше (В полках 216-й ИАД
было больше лётчиков, чем самолётов. Был некоторый резерв в 8-10 лётчиков
для подмены в случае выхода из строя лётчиков основного состава по разным
причинам – от болезни до ранения или гибели. И.С.).
— По каким причинам убывали летчики из
Кореи, Вы помните?
Всякое бывало. И по ранению, и по болезни,
и по трусости. По-всякому. Как у нас говорят, бывает «на все буквы
алфавита». И на «я» бывает, и …я бывает.
— А жили Вы, где вообще вот там?
Жили в горах, туда на ночь уезжали, а днем
— на аэродроме.
— Жили не во дворце?
Нет. Жили там обычно. Не сарай, а как их…
Из-под самолетов ящики. Сейчас говорят, контейнеры, да. Один раз нас
приглашали во дворец на фуршет, было такое.
— Кормили Вас как?
Кормили «на убой». И разнообразно.
— Кормили нашей или китайской едой?
Кто что хотел… Даже трепанги были. Знаете
что такое трепанги? Морской гребешок. Вкуснейшая пища, это считается лучшая
пища мужикам. Жаль, что я их распробовал поздно, уже когда уезжать
собирались.
— Во время Отечественной войны, после
вылетов давали спирт или водку. А как у Вас было?
И нам давали. Сто грамм. Так это
общепринято, везде во всех армиях. Вечером за ужином — сто грамм. Сто грамм
это официально, а сам из кармана можешь и бутылку достать.
— Летать на следующий день не мешало?
Нет. Не «нажирались», как говорится. Норму
знали.
— Ночные вылеты бывали?
Только днем. У нас, мы только днем
воевали. А ночниками другие были. Эскадрилья ночников была. Летали тоже на
«МиГах». И вообще я не видел там ни одного поршневого.
— Вернемся, давайте к Вашим победам. Вы
помните, кого Вы сбили? По типам самолетов?
Восемь «Сейбров», и один Тандерджет.
— Премии за сбитые платили?
Обязательно. По-моему — одну тысячу. За
каждый сбитый.
— И еще за боевые вылеты отдельно?
Да. За двадцать пять, за пятьдесят, за
сто. Я сто сорок вылетов имею.
— А боев сколько?
Десятка три–четыре…Это было бы слишком
тяжко - каждый вылет с боем. Не всякий выдержит. Ну и не каждый бой
сбиваешь. (За Михиным числится 67 воздушных боёв. И.С.)
— В дома отдыха отправляли?
Да. Под Порт-Артур.
— Чем на отдыхе занимались?
Бильярд, преферанс. Ну, купались если
лето… Зимой, ванны принимали. Все под наблюдением врачей. Пьянствовали в
основном.
— Случаев отравления метиловым спиртом
или еще каким суррогатом не было?
Нет. Да, там водка китайская - «Жемчуг».
Но русская по происхождению. Какой-то знаменитый производитель русской водки
в Китае ею торговал.
— А кстати, Вы в Китае с нашими
эмигрантами общались?
Был у нас переводчик. Русский. Но откуда
он я не знаю, его документы не смотрел.
— Удивительно, потому что обычно
китайцев ставили.
И когда мне десять дней отпуска дали, меня
в дом отдыха сопровождал русский.
— На основании чего отправляли в дом
отдыха? Плохого самочувствия? Или какое-то количество вылетов сделал, что
надо отдохнуть?
А я этого сейчас не помню.
— Награждение орденами, медалями?
Да.
— Как со званиями там дело шло?
Не шибко. Никак. В общем, существуют
правила в армии. По выслуге лет.
— Плюс досрочное?
Досрочное? Существует правило — один раз
можно за всю службу. Когда я приехал, сбил два или три, и мне срочно
присвоили капитана. И все. Сколько не сбивал.
— А зам. командира полка были.
Капитан. Майора дали потом уже, в Союзе,
через три года, по-моему.
— Скажите, пожалуйста, вообще сам факт
Вашей командировки, он насколько был закрыт? Все молчали, ничего не
рассказывали. Подписку взяли?
Да нет, никаких подписок не было, но
предупредили, что б не болтали и все.
— Вы сменили массу типов самолетов. А
есть у Вас любимый самолет?
«МиГ-15Бис».
— А последующие «МиГи»?
Я потом на «Яках» летал. «Як-25», потом
еще последний-то какой «Як»… 28, наверное. У него в центре одно колесо, и на
крылышках. Тяжелый, очень тяжелый. И неудобно пилотировать, экипаж
два человека. Правда, на «25» тоже два человека.
— А удобство кабины? Оборудование?
Расположение приборов? Тоже «МиГ»? Или все-таки «Як»?
Избалованный ты человек, еще и удобства.
Воевать надо во всех условиях. Не думать об удобствах. Впервые вижу
человека, который думает о приятном в войну. Мне, например, каждый год был
неприятный.
— Вас подбивали? Или Вы лучше летали?
Не подбивали.
— С парашютом Вы не прыгали?
В учебных целях, двадцать пять прыжков
имею. Летчику положено два прыжка в год с парашюта.
— А вообще как Вы относитесь к
парашютным прыжкам?
Никак.
— Давайте вернемся, к самолетам
перейдем. Какие номера были у Вас на самолетах? Двухзначные? Трехзначные?
У меня четырехзначный. Я просто принял от
предыдущего летчика. Кто-то на нем летал такой… А в основном номера были
двухзначные.
— То есть Вы были как «белая ворона»,
один с четырехзначным. Или еще были? Вы не помните?
Молодец! Определил точно. Такого не было
другого.
— Скажите, самолеты у Вас были
серебряные или красили?
Серебро. А потом уже начали камуфляж
наводить. Вот не зеленый, а такой… Серый такой и…
— С какого это примерно времени пошло?
Где-то в середине, уже в 1953 году, скорее
всего (Лето – осень 1952 г. И.С.)
— А носы в красный цвет не красили?
Судя по фотографиям, в полку, где был Пепеляев, носы в красный цвет
покрашены, вплоть до кабины. То есть у Вас такого не было?
Отучили их дурью маяться.
— Почему? То есть, каким образом?
Поясните?
Просто бить их стали.
— Команды бывали, что надо сбить в
первую очередь, если увидите самолет вот с таким-то номером, с таким-то
обозначением?
Не было.
— Какого цвета номера были на
самолетах?
Красного.
— У всего полка? Или только у Вашей
эскадрильи?
А сейчас не помню. Это не существенно,
самолет раньше был в первой эскадрильи, а я не перекрашивал его.
Игнатов Михаил
— Какая у Вас эскадрилья была?
Вторая. (1-я АЭ И.С.)
— Вы на нем так вот до конца и
довоевали? Или Вы потом новый получили?
До конца. На одном.
— Ну а если его на профилактику
забирали?
Тогда на другой садился. Редко. Бывало, но
редко.
— А скажите, на валежку летали?
Если приспичит, так прижучат, как следует,
так до валежки доходило дело. Специально на облет валежки не летали.
Стандартная скорость была, тысяча сто, все. Дальше уже не моги, дальше
развалишься. Ну а как только плохо начинает слушаться - сбавляешь.
— Скажите, пожалуйста, такое мнение
существует про «МиГ-15», что он штопорил вправо плохо? Влево хорошо, а
вправо плохо входил и выходил?
Не знаю, штопорил. У нас не было таких
случаев печальных.
— С перегрузками как боролись?
Ну, как? Если можешь, терпи, сколько
можешь, сколько можешь, терпи, а не можешь, нечего соваться было…
— То, что у американцев перегрузочные
костюмы были, Вы знали?
Да, знали.
— И как Вы к этому относились?
Ну, положительно, как. В смысле -
отрицательно. У нас-то их не было…
— Скажите, пожалуйста, у Вас в полку
политработники были?
А как же.
— Чем занимались?
Болтовней. Ну, назначали летчика
политработником и все. Болтал много и все.
— Скажите свое мнение, я
беседовал со многими ветеранами, и вот кого ни спрашиваю, про
политработников. Почти все говорят, что без них было бы лучше.
Да нет, почему? Я знал одного
политработника, который имел в Отечественную войну четыре «боевика». Летчик.
Потом начальником политотдела дивизии у нас был.
— Особисты были?
Что?
— Особый отдел был?
А как же. В каждом полку.
— Мешали, нет? Или Вы их просто не
замечали.
Ну, настоящего особиста, его не видно. А
если его увидели, это уже не особист. И если он мешает, его убирают.
Особистов, которые мешают, их убирают.
— Скажите, пожалуйста, праздники как
отмечали?
Как и положено на Руси. Собрались… А
завтра с похмелья в полет. Тяжело, а что было делать…
— Отравления кислородом были? Ну, так,
что бы там после полета летчику плохо становилось?
Нет, не было. На моей памяти не было. У
нас было строго, следили за этим делом.
— Скажите, бывали случаи, когда по
своим лупили?
Стрелять? Возможно, и были, были такие
случаи. В бою вообще-то были, наверное. С перепуга-то может и пальнуть. Ну,
так, что бы свой своего сбил… Не было.
— Скажите, сколько времени требовалось
летчику для того, что бы войти в нормальное рабочее состояние? Сколько
вылетов?
Ну, это уже от способностей.
Вылетов десять надо, что бы он стал более-менее уверено чувствовать себя. А
другого, сколько не учи, трус он и есть трус. Хотя и по сто вылетов имеет.
— Как таких товарищей учили? Или их
просто списывали?
Они уезжали в Россию. Быстро…
— А так, что бы там по морде дать
и…
Нет. Не было.
— К Вам американцев сбитых привозили?
Я одного видел, через перегородку. Я его
видел, а он меня нет. Его допрашивали, и я напросился послушать. Особисты
допрашивали его. Ну что? Он уже во второй раз приехал в Корею. Вот почему я
и пошел посмотреть, что за парень такой.
— Фамилию не помните, конечно?
Не помню, звание первый лейтенант.
— Когда это ориентировочно было?
Да черт его знает, сейчас я не помню уже.
В начале 1953 года, по-моему.
— Что говорил интересного?
Допрос вели на английском языке. Без
перевода. А я по-английски ничего и тогда не понимал и сейчас ничего не
понимаю.
— Допрашивали наши или китайцы?
Наши.
— Вроде существовала команда,
наших не светить американцам?
Ну не знаю там, кто себя за кого выдавал.
— По Вашему мнению, какой главный
недостаток был у американцев?
Каждый человек, это личность. У него и
положительных, и недостатков навалом, понимаешь ли. У них — гонора
хоть отбавляй. И если раза три–четыре трепки хорошей дадим, они с месячишка
притихнут. Притихнут, и потом опять начинают. И опять по шее надаем, снова
не летают…
— Какой самый большой урон, я имею в
виду Ваш полк, наносили американцы?
У нас четыре потери. Летчиков. (Всего
погибло в полку 5 лётчиков: Чернавин В.С., Седышев В.Н., Коршунов Б.В.(все
1-я АЭ), Ерёмченко Ф.С. (2-я АЭ) и Рыбаков К.А.(3-я АЭ) И.С.).
— В один день?
Не в день, за все время! А общие потери
самолетов, с учетом разбитых примерно десятка два (Всего 518-й ИАП
потерял в небе Кореи 15 самолётов и 5 лётчиков. Самая большая единовременная
потеря полка: три потерянных самолёта за 4.09.1952 г. – все лётчики спаслись
И.С.).
— А Вы американцам? Сколько вы
максимально сбивали за один бой?
Один, два самолета. (Действительно,
обычно в боях с американцами, лётчики 518-го ИАП сбивали по 1-2 самолёта не
больше. Успешный бой был 9.09.52 г. когда Михин сбил одного F-86 и подбил
другого, а ст. л-нт Стадник Е.И. сбил ещё одного F-86. Правда, не могу
утверждать, что все три сбиты в одном бою – данные за день). – Всего лётчики
518-го ИАП сбили в небе Кореи 38 самолётов ВВС США (36 F-86, 1 F-84 и 1
«Глостер Метеор»), а также повредили ещё 26 самолётов противника (все F-86)
И.С.).
— Боезапаса хватало?
Хватало. И если летчик соображал, он
всегда оставлял про запас. Я начал Вам рассказывать, как они атаковали нас
при посадке, когда мы возвращались.
— На этих охотников охотились?
Охотился, я вообще последнее время на
охоту летал.
— И как, этих охотников удалось
«прищучить»?
Ни разу не прищучивал, они ребята тоже
шустрые. Это уже не охотник, если его самого можно прищучить. Это уже не
охотник, а «дичь» называется. Ладно, пока хватит, встретимся в следующий
раз…
Следующая встреча не состоялась -
25.03.2007 Михин Михаил Иванович скончался.
Всего Михин М.И. совершил
в небе Кореи 140 б/вылетов, провёл 67 воздушных боёв, в которых лично сбил 9
и подбил 3 самолёта противника.
Список побед М.И. Михина:
09.08.1952 г. – подбил
F-86
19.08.1952 г. – сбил F-86
04.09.1952 г. – сбил F-86(сбит F-86E №51-2722 из состава 335FIS 4 FIW Ira.
M. Porter спасся на парашюте и спасён ПСС ВВС США)
06.09.1952 г. – сбил F-86
08.09.1952 г. – сбил F-84(сбит F-84E-25 №51-596 из состава 9 FBS 49 FBW
пилот, которого Bruce R. Campbell остался жив)
09.09.1952 г. – сбил F-86(предположительно это был F-86E №50-0672 из состава
4 FIW судьба пилота неизвестна)
09.09.1952 г. – подбил F-86 (предположительно это был F-86E №50-0666 из
состава 334FIS 4 FIW пилот Dunlap при посадке разбил самолёт)
12.09.1952 г. – сбил F-86
18.09.1952 г. – сбил F-86(предположительно сбил F-84G-15 №51-1157 из состава
430 FBS 474 FBW его пилот Calvin E. Hodel пропал без вести)
29.09.1952 г. – сбил F-86
29.09.1952 г. – подбил F-86
18.05.1953 г. – сбил F-86