412-я Авиационная база

Главная >> История >> 412 АБ

 

 

Жемчужина Забайкалья

Легкие фронтовые истребители МиГ-29 на на ЦЗТ аэродрома Домна

1 декабря 2010 года на основании указаний Генерального Штаба ВС РФ от 19 июня 2010 года и Директивы Главного Штаба ВВС от 12 августа 2010 года на Забайкальском военном аэродроме с.Домна была образована 412-я Авиационная база 2-го разряда с подчинением 3-му командованию ВВС и ПВО (штаб в г. Хабаровск). В состав нового формирования вошли личный состав и техника 120-го гвардейского иап, 266-го шап и 112-го овп, являвшиеся к тому моменту составными частями 320-й АБ.

История крупнейшей авиационной базы Забайкалья в её сегодняшнем облике начала свой отсчет не так давно - с 1 декабря 2010 года. Точкой базирования штаба авиабазы был определен один из старейших местных аэродромов – Домна. Здесь в разные годы, находились истребительный, разведывательный и бомбардировочный авиаполки. Но если отталкиваться от официальных документов, то считается, что новая авиабаза сформирована не на их основе, а путем переформирования 320-й АБ, которая в свою очередь была образована годом ранее из упомянутого 120-го гвардейского иап и 266-го шап, 112-го вап и 36-го осап. После ряда оргштатных мероприятий транспортную составляющую из авиабазы исключили, и новая структура обрела свой окончательный облик – два основных аэродрома базирования Домна и Черёмушки (Чита), на которых дислоцируются шесть авиационных эскадрилий.

Взлет штурмовика Су-25 №23. Самолет не так давно прошел плановый капитальный ремонт на АРЗ, где получил опознавательные знаки ВВС России нового образца

Четыре из них базируются в Домне и летают на штурмовиках Су-25, Су-25БМ и Су-25УБ (1-я и 2-я), а так же истребителях МиГ-29 тип «9-12»/«9-13» и МиГ-29УБ (3-я и 4-я). В Черемушках находятся 5-я и 6-я вертолетные эскадрильи, эксплуатирующие Ми-24 и Ми-8 соответственно. По словам командования авиабазы, благодаря произошедшим изменениям удалось объединить штурмовую, истребительную и армейскую авиацию в одну структуру, что в теории должно дать возможность более оперативно и слажено выполнять реальные боевые задачи. Схема управления и принятия решения сократилась. Теперь командир авиабазы не должен терять время на увязывание своих оперативных решений, а значит может действовать более эффективно.

Прежде чем перейти к рассказу о сегодняшнем дне 412-й АБ, надо «представить» историю частей ставших для неё основой.

1-я и 2-я авиационные эскадрильи 412-й АБ являются результатом преобразования бывшего 266-го шап. Этот полк был сформирован решением Правительства СССР от 5 мая 1941 года как истребительный. 17 мая 1941 года в городе Кази - Магомед (ст. Аджикабул) Азербайджанской ССР он приступил к своему формированию в составе 4-х эскадрилий из состава 71-й истребительной авиационной дивизии. Первым командиром части был назначен майор Титов Александр Архипович. 8 июля 1941 года полк закончил свое формирование и ему был присвоен собственный номер – 266-й истребительный авиационный полк. Под новым именем он вошёл в состав 8-го истребительного корпуса города Баку.

Первый день войны 266-й иап встретил находясь на аэродроме Аджикабул Азербайджанской ССР. За четыре года сражений он много раз менял свое место базирования, находясь поочередно на аэродромах Шахикай, Махачкала, Моздок, Минеральные Воды, Тихорецкая, Батайск, Таганрог, Запорожье, Пятихатка, Сутиски и Стрый, где встретил день победы 9 мая 1945 года.

В 1943 году 266-й иап вошёл в состав 105 истребительной авиационной дивизии ПВО, после чего все оставшееся время войны подчинялся 10-му Ростовскому иак (с 1943 года).

Редкая фотография истребителя Ла-5Ф №11 эскадрильи "Монгольский арат". Самолёт демонстрирует нестандартный вариант нанесения надписи собственного имени эскадрильи. (интересная статья об окраске знаменитых самолетов )

За время Великой Отечественной войны истребители произвели 1434 боевых вылета. Лётчики 357 раз вступали в воздушные схватки с противником, в которых сбили 52 вражеских самолета. 10 ноября 1944 года командир 10-го иак ПВО вручил полку Красное Знамя и Грамоту Президиума Верховного Совета СССР. На вооружении полка находились истребители И-16, МиГ-1, МиГ-3, Як-1, «Аэрокобра» и «Харрикейн».

В послевоенный период 266-й иап входил в состав 121-й Ростовской иад ПВО, дислоцируясь на аэродроме Стрый, а в 1950 году перебазировался на аэродром Овруч, Житомирской области. Потом была 19-я дивизия ПВО 8-й Одесской армии Киевского ВО (1960 год), которую в декабре 1967 года передали в 57-ю ВА, Прикарпатского ВО.

25 сентября 1943 года на полевом аэродроме станции Вязовая Смоленской области состоялась передача 12 именных истребителей Ла-5ФН 2-му гвардейскому полку 322-й истребительной авиационной дивизии резерва Ставки Верховного Главнокомандования. В составе авиаэскадрильи "Монгольский арат" воевали Герои Советского Союза А.Н.Пушкин, А.И.Майоров и М.Е.Рябцев (на фото). В конце 1944 года самолеты Ла-5 сменили Ла-7, имевшие аналогичную надпись на фюзеляжах. На снимке хорошо виден основной вариант нанесения именной надписи.

7 февраля 1968 года полк переформирован в 266-й авиационный полк истребителей-бомбардировщиков. В том же месяце за боевые заслуги, проявленные в боях по защите Родины, успехи в боевой подготовке и в связи с 50 – летием Советской Армии и ВМФ, Указом Президиума Верховного Совета СССР полк награжден орденом «Красного Знамени» и стал именоваться Краснознаменным апиб.

В марте 1968 года 266-й апиб был передан в состав 23-й ВА Забайкальского ВО (с передислокацией на монгольский аэродром Найлах), и 8 мая того же года одна авиаэскадрилья убыла в состав 2-го гвардейского апиб 34-й ВА. Взамен её из 2-го апиб принята знаменитая авиаэскадрилья «Монгольский Арат». Благодаря этой рокировке, постановлением Совета Министров СССР 266-му краснознаменному апиб было присвоено почетное наименование «Имени Монгольской Народной Республики».

И вот здесь надо дополнительно подробнее остановиться на истории этого необычного названия. 5 марта 1943 года 26-я сессия Малого Хурала Монгольской Народной Республики, единодушно приняла решение о строительстве авиационной эскадрильи «Монгольский Арат» и передачи её Военно-Воздушным Силам СССР.

Название «Монгольский Арат» свидетельствовало о том, что эскадрилья создается на всенародные средства. И уже 25 сентября 1943 года 12 новых боевых самолетов Ла-5 с надписью «Монгольский Арат» на фюзеляжах были переданы личному составу 2-ой авиационной эскадрильи 2-го гвардейского иап на аэродроме Вязовая (Смоленская область).

Во время Великой Отечественной войны личный состав авиационной эскадрильи «Монгольский Арат» обеспечил и выполнил 472 боевых вылета, провел 212 воздушных боев, в которых было сбито 84 самолета. В составе эскадрильи «Монгольский Арат» служили Герои Советского Союза Пушкин Н.П., Соболев А.П., Косолапов Ф.М., Непряхин П,А., Рябцев М.Е.

Указ Президиума великого народного хурала МНР о награждении эскадрильи "Монгольский арат" орденом Боевого Красного знамени МНР


Орден Боевого Красного знамени МНР

В 1968 году авиационной эскадрилье «Монгольский Арат» 266-го апиб было вручено Почетное Знамя Монгольского Ревсомола.

Знамена эскадрильи "Монгольский арат"

Указ Президиума великого народного хурала МНР о награждении эскадрильи "Монгольский арат" орденом Боевой заслуги МНР

Орден Боевой заслуги МНР

В июне 1990 года 266-й апиб передислоцировался на аэродром Степь. На вооружении полка тогда находились, пожалуй, лучшие в мире истребители-бомбардировщики МиГ-27К. Примечательно, что на самолётах второй эскадрильи, как и в годы войны, была нанесена полковая эмблема «Скачущий монгольский воин» и надпись «Монгольский Арат».  После вывода полка из Монголии знамя, часть техники и номер 266-го полка было передан 58-у апиб. Кроме того, после того как в 1993 году Кайры были сданы на базы хранения, полк до осени 1995 года летал на самолетах Су-17М4.

Истребитель-бомбардировщик МиГ-27К №31 2-й аэ 266 апиб. Самолет несет именную надпись по своей форме отличную от варианта Великой Отечественной войны и двуглавого орла, как знак принадлежности полка к российским ВВС. Фотография сделана на аэродроме Домна.

Еще один вариант эмблемы "Монгольский арат" на самолете МиГ-23УБ 266 апиб

Современный вариант нанесения именной надписи на штурмовиках Су-25

Эмблема боевитого Грача в лётном ЗШ, сбрасывающего бомбы

Традицию наносить именную эмблему на самолеты полка возродили в 1995-м году, когда в соответствии с директивой штаба фронтовой авиации от 10 августа 1995 г., во исполнении директив Первого заместителя МО РФ от 28 июля 1995 г., Командующего 23 ВА от 30 августа 1995 г. 266-й апиб был переформирован 266-й отдельный штурмовой авиационный Краснознаменный полк имени Монгольской Народной Республики, с перевооружением на самолеты Су-25. Многие штурмовики получили придуманную предыдущими поколениями защитников Отечества символику, дополненную изображением «Грача бросающего бомбу», нанесенным на правой стороне киля.

В 1998 году полк был снова переформирован из «отдельного» в 266 штурмовой авиационный полк и включен в состав 21-й сад 50 – го гвардейского отдельного корпуса ВВС и ПВО Забайкальского военного округа. В этом же году 21-я иад вошла в состав 14-й Армии ВВС и ПВО Сибирского военного округа.

Вторая, не менее важная авиационная составляющая авиабазы это 3-я и 4-я истребительные эскадрильи. По большому счету они являются гостеприимными хозяевами аэродрома, ведь находятся здесь уже сорок лет.

Начиналось все 24 сентября 1969 года, когда по приказу МО СССР, Директив генерального штаба и штаба ВВС на аэродроме Осовцы, Березовского района, Брестской области началось формирование 120-го истребительного авиационного полка. Первым командиром полка был назначен подполковник Зельцер Соломон Аронович. На вооружение белорусских лётчиков поступили истребители МиГ-21С, которые позже сменили МиГ-21бис. Чуть менее чем через два года, в связи с обострением отношений с Китаем и необходимостью усиления авиационной составляющей в этом районе, в июле 1971 года было осуществлено перебазирование полка в Забайкальский ВО. Тогда полк и получил свою основную прописку на аэродроме Домна. В 1972 году ему вручили символ воинской чести, доблести и славы - Боевое Знамя.

120-й иап, стал последним советским авиаполком чьи истребители 1 февраля 1989 года покинули республику Афганистан. Исторический эпизод пребывания полка в Афганистане, был отражен личным составом на своих самолётах в виде различных эмблем. Так на истребителях появился стандартный набор яркой символики - «акулья пасть», «парящий над горами орёл» с надписью «Баграм-88» или «Шинданд-88», и дополнял все это великолепие перечень заслуг в виде белых «ракет» и «бомб». Особо отличившиеся машины имели свои уникальные эмблемы – «Герой Шинданда», «Жемчужина Забайкалья», бывалый гриф с патронной лентой через плечо и ракетой Р-60 в лапах или тот же гриф «анфас», устремившийся в атаку с бомбой в лапах и палящий из пушки-двухстволки.

Истребитель МиГ-23МЛД №50 3-й аэ 120 иап совершил посадку после полета. Фотография сделана в 1990 году после возвращения самолета из Афганистана на аэродроме Чита, во время проведения праздника посвященного Дню Авиации. Видно, что машина прошла ремонт на АРЗ в Улан-Удэ и получила новый камуфляж, дополненный в полку "фирменными" эмблемами и символикой.

Истребитель МиГ-23МЛД №63. Машина имела "акулью пасть" и пять белых звездочек в носовой части фюзеляжа, за сбитые на полигоне мишени.

Истребитель МиГ-23МЛД №57. Еще один участник командировки в Афганистан, о которой напоминали эмблемы "Шинданд-88", "Жемчужина Забайкалья". Боевые вылеты на прикрытие обозначены на левом воздухозаборнике белыми ракетами.

Учебно-боевой истребитель МиГ-23УБ №29. Самолет побывал в Афганистане, где летал с бортовым номером 10. Там он получил эмблему "Инструктор" и "Парящий над горами орел".

Процесс нанесения одной из первых "акульих пастей". Фотография сделана в Баграме.

Уникальная эмблема выполненная в одном экземпляре и принадлежавшая истребителю МиГ-23 №64

Один из самых возрастных самолетов авабазы, первый полет которого состоялся еще 12 февраля 1982 года

В феврале 1978 года полк переучился на истребители МиГ-23МЛ. Имея на вооружении именно эти самолеты, 8 августа 1988 года личный состав полка составом 2-х эскадрилий, ТЭЧ полка и полковых групп под командованием командира полка полковника Буракова убыл в республику Афганистан.

Участвуя в боевых операциях по уничтожению банд антиправительственных формирований, обеспечении боевых действий других родов авиации и выполнении воздушной разведки, лётчики 120-го иап несколько раз встречались в небе с недружественной авиацией ВВС Пакистана, залетавшей в воздушное пространство Афганистана. Результатом одной из таких встреч стало уничтожение 26 сентября 1988 года майором В. Астаховым пакистанского вертолета.

Всего за пять месяцев боевых действий было совершено 3950 боевых вылетов с налётом 2350 часов, из них 529 на прикрытие других родов авиации, 121 на воздушную разведку, нанесение 3300 бомбово-штурмовых ударов.

Интересно, что тех самолётов сейчас уже нет, так как при перевооружении полка на МиГ-29, их сдали на базу хранения, а позже разделали на металл, но уникальные эмблемы сохранились и продолжают ежедневно напоминать о боевом прошлом. Дело в том, что База хранения находилась на аэродроме Степь, где тогда еще базировался и 266-й полк. Когда МиГи списали и начали уничтожать, летчики штурмового полка попросили сохранить листы обшивки с уникальными рисунками. Так эмблемы снова вернулись на родной аэродром и сейчас заняли почетное место в комнате 2-й эскадрильи.

В 1993 году полк перевооружился на истребители четвертого поколения МиГ-29 тип 9-12, 9-13 и 9-51. Частично боевая символика полка нашла где разместиться и на новых самолетах – «акулья пасть» нанесена почти на все машины.

В 1998 году 120-й иап стал гвардейским. Это может показаться фантастическим событием для не воевавшего в годы ВОВ полка. Но «помогло» чужое несчастье. Директивой Главнокомандующего ВВС от 28 апреля 1998 года 120-й иап принял Боевое Знамя и все регалии от расформированного 189-го гвардейского бап, став именоваться 120-м гвардейским истребительным авиационным Брестским ордена Суворова III степени полком.

1 декабря 2009 года 120-й гвардейский иап был преобразован в истребительную авиационную эскадрилью, которая вошла в состав 320-й авиационной базы. А ровно через год её переформировали в две эскадрильи, вошедшие в состав 412-й авиационной базы.

И вот тут хочется обратить внимание на то, что к сожалению в полном названии 412-й авиационной базы вы не найдете ничего, что бы говорило о славном прошлом частей из которых она была сформирована. Странно, что руководители МО, уделяющие так много внимания повышению денежного довольствия военнослужащих и обеспечению их достойными жилищными условиями, забыли, что армия всегда держалась не только на сытости своих воинов, но и на исторической памяти и традициях! Неясно, почему так безжалостно выкорчевывается всё, что может напоминать авиаторам о боевом прошлом их дедов. Ответа на этот вопрос пока нет.

Так постепенно мы перешли к сегодняшнему дню, и если театр начинается с вешалки, то аэродром со стоянок техники. Прогулка по ним и разговор с заместителем командира авиабазы по воспитательной части подполковником Дмитрием Литвиновым позволили констатировать, что штурмовая составляющая авиабазы практически на 85-90% укомплектована исправными и полностью боеготовыми самолетами. Оставшиеся 10-15% это техника, подготовленная к передаче для ремонта или модернизации на 322-й АРЗ в Воздвиженку и соответственно на 121-й АРЗ в Кубинку. Часть из тех самолетов, что эксплуатируется, недавно прошли соответствующий ремонт и получили полноценное продление ресурса.

Кроме того из плюсов сегодняшнего дня можно добавить, что штурмовики почти каждую летную смену выполняют практические стрельбы и бомбометания. За последние годы основная масса лётчиков научилась применять весь арсенал неуправляемых и частично высокоточных боеприпасов предписанных для Су-25. По словам лётчиков, доходит до смешного, когда их буквально гонят на полигон, мотивируя это тем, что у бомб и ракет истекает срок хранения. В такой обстановке хочется только порадоваться за забайкальских лётчиков. Ведь в памяти еще остались девяностые годы, когда авиация буквально по литрам считала и экономила топливо для полётов. О практическом применении вооружения речи и не шло – только бы хватило топлива для минимального набора упражнений. Повторимся, что сейчас ситуация в корне поменялась, что не могло не отразиться на результатах. Так во время крайних масштабных учений штурмовики на «отлично» выполнили задания - «в пух» разбомбив все цели. Выполнить поставленную задачу им помогали истребители, прикрывавшие работу своих коллег с воздуха.

МиГ-29 тип "9-12" №12. Этот истребитель за свою долгую жизнь успел полетать не только над сопками Забайкалья, но и над горами Грузии, так как первоначально принадлежал 176 иап

Продолжение знакомства со стоянками рассредоточения авиационной техники аэродрома Домна привело во владения третьей и четвертой эскадрилий. На вооружении лётчиков-истребителей находятся самолёты МиГ-29 тип «9-12» и «9-51» оставшиеся от 120-го гвардейского иап, а так же тип «9-13» полученные в результате расформирования 28-го гвардейского иап. Последние прибыли в конце 2009 года в Забайкалье своим ходом через всю страну. Специалисты ИАС отмыли их после дальней дороги, провели полномасштабную проверку всех систем и сразу же часть самолётов задействовали на полётах. На первый взгляд может показаться, что в распоряжении 412-й АБ истребителей в два раза больше чем необходимо. Но это не так. По факту, основная масса машин уже давно выработала свой ресурс, находится за штатом и их ждет списание. Часть самолётов простаивает в ожидании представителей промышленности, которые должны прибыть для доработки и установки килей. Печальная история с ними (килями), когда вовремя не была обнаружена коррозия узлов крепления, приведшая в результате к катастрофе и временной приостановке полётов большей части парка всех МиГ-29 ВВС России, началась именно отсюда. Большинство самолётов уже смогли вернуть в строй, но как выясняется процесс это не быстрый. Прибавьте к этому то, что самому молодому из имеющихся на авиабазе МиГов уже перевалило за двадцать лет. Крайний раз их капитально ремонтировали в прошлом веке или ремонта (не говоря о модернизации) вообще не было. Даже те самолёты, что летают и являются действительно исправными, выглядят крайне удручающе из-за странного отношения армейских снабженцев к поставке нормальных ЛКМ. Краска или вообще не поступает, или как это было в 2007 году, «умные головы» направляют в авиацию оранжевую и ярко синюю эмаль. Видимо кто-то решил, что оранжевый истребитель будет наводить ужас на вероятного противника и тот поспешит ретироваться при виде МиГа.

Специалисты ИАС готовят истребители к учебным воздушным боям, подвешивая под крыло имитаторы ракет Р-27 и УЗР-73

Типичная картина подготовки к полету - отработка будущего задания "пешим по лётному"

Возвращаясь к состоянию парка истребителей авиабазы, надо отдать должное инженерам, техникам и специалистам ТЭЧ, грамотные действия которых позволяют сохранять необходимую исправность авиатехники и обеспечивать безопасность полётов. Это не так просто еще и потому, что климат здесь не самый курортный, зимой температура опускается до минус 40 градусов и ниже, а практически все работы на технике приходится производить под открытым небом. Плюс ко всему количество инженерно-технического персонала значительно сократили, при этом объём задач остался прежним.

Одной из отличительных особенностей аэродрома Домна 412-й АБ, можно считать большое количество молодых лётчиков. Вчерашних курсантов - выпускников 2010 года, в штате четырех эскадрилий семь лейтенантов. В штурмовых эскадрильях их двое, и пятеро у истребителей. А если прибавить к ним еще офицеров пришедших в 2009 году, то получается, что забайкальскую авиабазу в шутку можно называть «учебно-боевой». Но костяк коллектива все же представлен опытными лётчиками «1-го класса», их более двух десятков. Всем им, помимо основных обязанностей по поддержанию лётного мастерства и несению боевого дежурства, приходится выступать еще и в роли инструкторов. И это не менее важная задача, чем самосовершенствование! Ведь из молодежи надо в кратчайшие сроки делать подготовленных воздушных бойцов. Яркими представителями таких мастеров на все руки являются полковники Андрей Литвинов, Алексей Окутин и Эдуард Бикун, подполковники Альбер Хаджияров и Владимир Кислов, майор Валерий Волков и другие лётчики. Личный пример которых позволяет молодежи в прямом и переносном смысле «не лету» овладевать тонкостями выбранной профессии. И главное, что учиться есть чему. К слову, некоторое время назад подполковники Хаджияров и Кислов прошли переподготовку в Липецке, где мастера воздушного боя из 4-го ЦБП и ПЛС раскрыли им новые приёмы боевого применения лёгкого фронтового истребителя МиГ-29. Захватывающий пилотаж «над точкой» в их исполнении, одновременно подтверждает уникальные возможности самолётов и является лучшим стимулом для подчиненных.

Хорошее настроение после завершения полёта, явный признак того, что техника не подвела и все прошло на отлично

МиГ-29 тип "9-13" №31. Самолет ранее принадлежал 28-му гвардейскому иап, где эксплуатировался под тем же номером. Дублированные на внутренних сторонах килей бортовые номера позволяют быстро идентифицировать истребитель практически с любого ракурса

По словам командира 412-й авиационной базы полковника Александра Томашова, по плану на 2011 учебный год его лётчики должны налетать не менее 6 600 часов. Это вполне реально, если конечно ни что не помешает сохранить взятый с начала года темп еженедельных полётов по 5-6 смен. Тогда и молодежь гарантировано перекроет свой минимум в 60-70 часов, а опытные летчики спокойно возьмут планку в 100 часов. Помимо этого, в планах освоить новые упражнения боевого применения техники, как по земле, так и по воздушным целям. И конечно же на аэродроме Домна все очень ждут новую, современную технику. Модернизированные штурмовики Су-25СМ и особенно истребители поколения 4+ МиГ-35, вопрос о скорой поставке которых в войска уже не раз обсуждался в рамках программы обновления авиапарка отечественных ВВС, станут лучшим подарком от Государства дружному коллективу военных лётчиков Забайкалья.

Автор выражает благодарность за помощь в организации поездки и подготовке материала пресс-службе ВВС и лично Пресс-секретарю Управления пресс-службы и информации МО РФ по Военно-воздушным силам, полковнику Владимиру Владимировичу Дрику.

Статья подготовлена по заказу и при содействии журнала Взлёт

Антон Павлов
Июнь 2011 г.

© Anton Pavlov 2011

Дата публикации: 25.07.2011
Автор: Антон Павлов

 

Реклама