Четвертый ТАВКР типа
«Киев», строившийся по переработанному проекту 1143.4. До 4.10.1990
назывался «Баку», затем переименован в «Адмирал флота Советского Союза
Горшков», но в последние годы даже в официальных документах именуется
сокращенно «Адмиралом Горшковым».
Основные изменения
конструкции ТАВКР касались радиоэлектронного оборудования и
оборонительного вооружения. Вместо устаревших ЗРК «Шторм» и ПЛРК «Вихрь»
установили новейший ЗРК «Кинжал». Число ПУ ПКРК «Базальт» увеличили до
12, но при этом отказались от их перезарядки. РБУ-6000 заменили
противоторпедными установками «Удав», а 76-мм артустановки — более
эффективными 100-мм АК-100.
Авиагруппа по проекту
включала 36 машин, в т. ч. 14 сверхзвуковых СВВП Як-41. Площадь полетной
палубы увеличили до 6200 м2, взлетно-посадочные площадки предполагалось
оборудовать газоотводными устройствами (ГОУ) — правда, последние так и
не понадобились. Размеры ангара остались прежними, но запас авиатоплива
довели до 1500 т. Носовой самолетоподъемник имеет грузоподъемность 30 т
и размеры 18,9х10 м, кормовой — соответственно 20 т и 18,9х4,8 м.
ГЭУ и
электрооборудование существенных изменений не претерпели. Дальность
плавания полным ходом (30 уз.) составила 4050 миль, экономическим (18
уз.) — 6900 миль.
Появление у ВМС США ПКР
«Гарпун» вынудило пересмотреть отношение к конструктивной защите.
Впервые ТАВКР получил коробчатую систему бронирования погребов боезапаса
и других жизненно важных частей. По некоторым данным, толщина
многослойной НКЗ на «Горшкове» достигает 140 мм, а общий вес брони —
1700 т.
Особенность
радиоэлектронного вооружения — БИУС «Лесоруб» и многофункциональный
комплекс «Марс-Пассат» с фазированными антеннами РЛС на «острове». Кроме
того, установлены РЛС «Подкат», трехкоординатная «Фрегат-МА», системы
управления полетами «Резистор-К4», «Тур» и «Газон», РЛС управления ПКРК
«Аргон-К», навигационный комплекс «Буран», средства РЭБ «Кантата-М» и
ПК-2, ГАС «Полином».
В настоящее время
разработан проект переоборудования «Адмирала Горшкова» в полноценный АВ
для ВМС Индии. Предполагается демонтировать все вооружение и РЛС
«Марс-Пассат»; длину полетной палубы увеличить до 280 м, а в носовой
части оборудовать трамплин. Увеличатся размеры ангара (до 130х23х6,6 м)
и ширина кормового лифта; будут установлены аэрофинишеры и оптическая
система посадки самолетов на угловую палубу. Все это позволит разместить
на борту 34 ЛА — 21 истребитель МиГ-29К и 13 вертолетов. Оборонительное
вооружение составят 6 ЗРАК «Кортик». Ожидается, что модернизация будет
проведена в ближайшем будущем на «Севмашпредприятии» в Северодвинске.
Служба
Баку, 1989
Швартовые испытания в
Николаеве (6—11.1986), в 12.1986 перешел в Севастополь, затем — ходовые
и государственные испытания (1—12.1987). 30.12.1987 включен в состав
КСФ. Переход вокруг Европы в Североморск, совмещенный с боевой службой
на Средизем. море (6.6—17.12.1988); деловые заходы в сирийские порты
Латакия (22—29.8.1988) и Тартус (1—21.11.1988). Интенсивная служба в
течение 1989 г.: пройдено 13267 миль, выполнено 14 стрельб и более 1300
полетов ЛА. В 1990—91 гг. выполнялись учебные походы и проводились
испытания СВВП Як-41/Як-141 (первая посадка 26.9.1991, авария самолета ?
3 5.10.1991). 3.2.1992 поставлен на ремонт на СРЗ-35 в Росте (Мурманск),
и больше в море своим ходом не выходил. 7.2.1994 произошла авария
паропровода (6 чел. погибли). В 1994 г. начались переговоры о продаже
корабля Индии. Документы были подписаны в 10.2000, но сумма контракта до
2002 г. оставалась предметом торга. В 7.1999 ТАВКР отбуксировали в
Северодвинск для прохождения модернизации по заказу индийских ВМС.
ТТХ
на момент вступления в строй
33 000/44 500 т, 273,1
(243 вл)х53,2 (31 вл)х9,8 (11,5 по ГАС) м. 4 ГТЗА ТВ-12-3, 8 ПК КВГ-3,
200 000 л.с.=30 уз. 8900 т топл. Экипаж 1610 чел. + 430 чел. авиагруппа
+ 50 чел. штаб. 12 ПУ ПКРК «Базальт» (12 ПКР П-500), 6х8 ВПУ ЗРК
«Кинжал» (192 ЗУР), 2 РБУ-12000 «Удав», 2х1 100-мм АУ АК-100, 8х6 30-мм
авт. АК-630М.
Состав авиагруппы
По проекту 14 СВВП
Як-41М, 6 СВВП Як-38М, 10 верт. ПЛО Ка-27, 2 верт. Ка-25ПС и 4 верт.
Ка-252РЛД.
1988 12 СВВП Як-38М, 16 верт. Ка-27ПЛ, 2 верт. Ка-25ПС и 2 верт. Ка-25Ц.