Израильская фирма IAI – Israel Aircraft Industries Ltd., все
активнее пытается вытеснить российские фирмы с
рынка модернизации парка российской
авиатехники. Если участие израильтян в
экспортной программе фирмы Камова Ка-50-2 было
согласовано с российской стороной и давало
вертолету совместного производство больше
шансов на победу в тендере на оснащение ВВС
Турции новым боевым вертолетом, то программа
модернизации IAI российского вертолета Ми-25/35
стало неприятной неожиданностью для наших
вертолетостроителей. Более того, когда
министерство обороны Индии объявило тендер на
модернизацию боевых вертолетов Ми-25/35,
находящихся на вооружении ВВС Индии, то
российские вертолетостроители, фирма Миля,
Росвертол и КВЗ, даже не получили приглашение на
участие в конкурсе. Как объяснил директор центра
систем воздушного базирования CABS д-р K.Ramachand,
русские опоздали со своими предложениями, а
армия Индии срочно нуждалась в ночом вертолете. И
в то время как реализация программы разработки
собственного вертолета ALH задерживалась, в
основном из-за санкций США, предложения
израильской фирмы IAI по модернизации Ми-35
оказались очень своевременными. В результате
российские фирмы потеряли выгодный контракт и 40
боевых вертолетов российского производства
будут модернизированы израильтянами.
Это, конечно, неприятно, но все
же на вооружении индийской армии находятся около
120 вертолетов Ми-8/17, которые также нуждаются в
модернизации и МВЗ вместе с Росвертолом резонно
рассчитывают на участие в этой программе.
Однако, на авиасалоне Aero India 2001
в индийском городе Бангалоре, израильская фирма
IAI преподнесла еще один неприятный сюрприз нашим
вертолетостроителям. На этот раз израильтяне
представили программу модернизации вертолета
Ми-8/17. Эта программа включает в себя:
- модульный пакет модернизации
авионики на базе концепции «стеклянного
кокпита» и усовершенствованной
электронно-оптической системы прицеливания.
- возможность полноценной работы ночью и в
условиях плохой видимости (СМУ).
- возможность работы как с российскими, так и с
западными системами вооружения.
- современный комплекс аппаратуры
радиоэлектронной борьбы.
- сервисное обслуживание модернизированной
техники.
- восстановление снятых с вооружения машин и
возвращение их в строй.
Разумеется, то что израильтяне
модернизируют наши вертолеты без участия самих
производителей, вряд ли может считаться этичным,
более того, такое переоборудование может повлечь
за собой определенные технические проблемы.
Фирма IAI отлично понимает это и она неоднократно
пыталась привлечь специалистов МВЗ к участию в
этом проекте на правах консультантов.
Естественно, такое участие неприемлемо для МВЗ и
израильтяне работают на свой страх и риск. Тем не
менее, понимание специфики рынка и умение
работать с потребителями приносит свои плоды. По
сведениям прессы индийские военные проявили
большой интерес к машине, представленной на
выставке. В отличие от израильских коллег, ни МВЗ,
ни Росвертол, ни Казанский вертолетный завод не
представили на выставке натурных экспонатов. Их
можно понять – участие на выставке,
транспортировка – все это дело дорогое, но с
другой стороны, сэкономив на малом не потеряем ли
мы еще один контракт, который так необходим МВЗ,
находящемуся в очень сложном финансовом
положении? Тем более, что российские вертолеты
стоят на вооружении армий многих стран мира и
общая сумма контрактов на модернизацию
оценивается в сотни миллионов долларов.
Ми-17,
модернизированный израильской фирмой IAI
Фотографии сделаны 12 февраля 2001 г. на выставке Aero
India 2001 в г.Бангалоре, Индия |
Файл 83Кб |
Файл 91Кб |
Файл 101Кб |
Файл 86Кб |
Файл 87Кб |
Рисунок из буклета IAI
Файл 122Кб |